15 мая 2012 года в рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки
самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием по
вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов»
состоялся пленум, на котором были подведены итоги семинара (координаторы пленума – Анастасия Белолуцкая, зам. директора
АНО ИПОП «Эврика», Наталья Шадрина, эксперт АНО ИПОП «Эврика»).
Пленарное заседание открылось выступлением группы 1 («Оценка результатов обучения школьников в условиях реализации
ФГОС при участии общественных управляющих с использованием информационных технологий»). Группа попыталась с позиции
общественного управляющего понять, в каких процессах при проектировании ООП школы он может участвовать. Выступление сопровождалось
презентацией, демонстрирующей возможности игрового тренажера, в том числе возможности визуализации самого процесса проектирования.
Продолжилось заседание выступлением группы 4 («Мониторинг эффективности деятельности органов общественного участия
в управлении ОУ»), предложившей план осуществления взаимосвязей школы и общественного управляющего:
– осуществление обратной связи – оценки деятельности через конкурсы и др. мероприятия;
– привлечение человеческих и финансовых ресурсов;
– создание «подушки безопасности» (поддержка директора, в том числе в конфликтных ситуациях);
– компенсация нехватки денежных средств;
– осуществление повышения квалификации работников школы через деятельность в сфере экономики, управления и финансов;
– актуализация, проговаривание актуальных проблем, так как каждый из субъектов видит проблему по-разному; совместное
осуществление проектов.
В обсуждении прозвучал вопрос о показателях, по которым можно судить об эффективности деятельности управляющего совета;
было высказано замечание по поводу несимметричности заявленной позиции (совет доносит до родителей позицию школы), так как
должно быть и обратное движение.
Группа 2 («Требования ФГОС к условиям обеспечения образовательного процесса как предмет общественной экспертизы Управляющих
советов ОУ») рассказала о проведенной ими деловой игре, в ходе которой проектировались показатели для аккредитации ОУ
и способы аккредитации (наблюдения показателей). В ходе деловой игры было отмечено, что родители затрудняются в проектировании
жизненных целей относительно своих детей или формулируют их в слишком общем виде, поэтому у детей нет мотивации (дети не понимают,
зачем нужно учиться); встречаются семьи, вообще не имеющие осмысленных жизненных целей. По признанию участников группы, эта
игра помогла увидеть пути совершенствования и улучшения деятельности управляющего совета школы
.Мария Миркес предложила включить аналогичную игру в электронный тренажер для обучения общественных управляющих.
Группа 3 («Проектирование показателей качества оказываемой услуги»), выступавшая последней, представила обновленный
перечень показателей для оценки качества образовательной услуги. Группа, в частности, попыталась конкретизировать через измеримые
показатели понятие образовательной среды школы.
Критические замечания в процессе обсуждения вызвала формулировка показателей для оценки результатов образования школьников,
так как в них есть опасность завышения требований к школе и заведомого невыполнения муниципального задания целым рядом школ.
Мария Миркес предложила использовать в качестве показателя число реплик, поступивших в процессе обсуждения какого-либо
материала, например, публичного доклада школы.
Завершилось пленарное заседание выступлением Ирины Астаховой, предложившей присутствующим анализ состояния системы ГОУ
в Алтайском крае. Она отметила высокий уровень открытости школ Алтайского края; большое количество школ, имеющих управляющие
советы, и выделила связанные с этим проблемы: дублирование функций в школах, где существует одновременно несколько разных
советов; невысокий уровень взаимодействия с широкой родительской общественностью (через реальные и виртуальные переговорные
площадки), что приводит к закрытости управляющих советов.
Наталья Шадрина поблагодарила участников семинара за продуктивную работу и выразила надежду, что эта работа была взаимно
полезной.
Юрий Абдуллаев, поблагодарив участников семинара и команду «Эврики», сообщил о решении Управления по образованию
и делам молодежи провести подобные семинары во всех образовательных округах края.
Аналитическая группа Алтайского края
|