15 мая 2012 года в рамках «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки
самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам
оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов», состоялась
лекция Марии Миркес, эксперта АНО ИПОП «Эврика», посвященная опыту управления качеством в смежных с образованием
сферах.
Мария Моисеевна представила два возможных подхода к управлению качеством образования:
– нормирование (к такому ходу относятся ГИА, ЕГЭ, нормы пожарной безопасности и подобное, то есть все то, что позволяет
четко определить порядок действий);
– выстраивание отношений по поводу результата. Данный подход используется в случаях, когда описать норму сложно
и требуется содержательное обеспечение.
Мария Миркес построила занятие таким образом, чтобы показать аналогии одних и тех же процессов в образовании и предпринимательской
сфере.
Так, в качестве примера второго подхода автор рассказал о приеме краудсорсинга (прим. Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing,
crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — передача определённых производственных
функций неопределённому кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора). Сбербанк
России открыл для обсуждения различных тем, касающихся улучшения деятельности банка, определенную площадку. В обсуждении приняли
участие сотрудники банка и представители широкой общественности. На взгляд эксперта, все это повлекло ряд изменений в работе
подразделений банка и обслуживании клиентов, в результате были разработаны конкретные продукты. В итоге подобной коммуникации
банк получил обратную связь от потребителей услуг и широкой общественности, повысил квалификацию своих сотрудников и приобрел
новых клиентов.
«Если Вы хотите эффективно работать, открывайте площадки для коммуникации с потребителями образовательных услуг (ученики,
родители, региональная власть, работодатели, общественность…), мы услышим разные суждения и сможем действовать на опережение.
Это эффективный механизм повышения качества», - подчеркнула Мария Миркес.
Затем автор лекции подробно остановился на описании ситуаций, которые лучше решать первым, а какие вторым способом, когда
какие приемы использовать.
Безусловно, когда речь идет о безопасности, нужно нормировать, а когда о тонких вопросах качества - обеспечить коммуникацию.
Далее аудитория задалась вопросом, что должны проверять общественные управляющие - норму или обсуждение.
Были обозначены основые принципы системы менеджмента качества:
- качество продукции (качество определяется следующими категориями: степень реализации требований клиентов; рост финансовых
показателей компании, под которым понимается привлечение внебюджетных средств в учреждение; удовлетворенность потребителей
- управленец должен обсуждать с разными целевыми группами качество образования).
- качество организации процессов;
-качество квалификации персонала.
Развитие управлением качеством образования в дальнейшем будет происходить на основе таких принципов:
- Quality Assurance (QA) – контроль качества –поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении
компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги;
- Quality Improvements (QI) — повышение качества — предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать,
но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.
В заключение лекции Мария Моисеевна подчеркнула, что опыт смежных областей использовать нужно, но аккуратно, адаптировать
к образовательной системе.
Аналитическая группа Алтайского края
|