Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Общественные обсуждения результатов апробации электронной среды > Семинар в Барнауле> Лекция «Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей»
Презентация лекции 

Лекция  «Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей». Долгова Л.М.




15 мая 2012 года в рамках «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов», состоялась лекция «Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей» Людмилы Долговой, эксперта ИПОП «Эврика».

Свою лекцию Людмила Михайловна начала с примера создания в МБОУ СОШ "Эврика-Развитие" г.Томска «Клуба родителей и педагогов». Это помогло учителям и родителям взаимодействовать и создавать школу в сегодняшнем виде совместными усилиями.

Было отмечено, что появился некий институт посредничества. Так посредником между ребенком и школой является тьютор, который отвечает за то, каково ребенку, комфортно ли ему в образовательном учреждении. В свою очередь сами родители являются посредниками между школой и обществом, государством. «Если мы будем игнорировать посредничество, мы обрекаем себя на отсутствие развития», - подчеркнула Людмила Долгова.

Зачем же нужен заказ извне? Следуя логике лектора, он нужен: 
− для обновления целей образования в соответствии с потребностями жизни (школа ориентирована на передачу культурных ценностей, родители же несут на себе нагрузку повседневности, они могут внести новую струю в достижении целей);
− для открытости школы современным тенденциям (школа сегодня теряет былую центрированность, большое количество детей получают образование, не посещая школы; таким образом, школа должна быть достаточно мобильной, современной, интересной);
− для оценки качества работы школы и системы образования (педагог должен уметь соединять то, чему учит, и то, что оценивает; именно в этом пространстве и осуществляется профессиональный рост);
− для инвестиций и поддержки со стороны общества;
− для неотчуждённого отношения граждан к основному образовательному институту.

Далее Людмила Михайловна выделила типы образовательного заказа:
− государственный заказ (язык, политическая лояльность, толерантность и т.д.);
− родительский заказ (личностный) - к условиям в образовательном учреждении (комфорт, здоровье, индивидуализация); к качеству – (успешность);
− гражданский заказ (социальный) – к результатам образования и его качеству в связи с выходом граждан на мировой рынок труда;

При этом были выделены следующие проблемы:
− значительная часть учителей, учеников и родителей отчуждены друг от друга в образовательном учреждении: учитель заботиться о предметных знаниях, ученик не получает личностного образовательного опыта, родитель не верит ОУ, исходя из своего предыдущего опыта;
− натурально и напрямую заказ на образование представители общественности не формулируют;
− педагогическое сообщество имеет мало позитивного опыта и форм взаимодействия с общественностью.

Людмила Михайловна предложила педагогам перестать видеть в родителях вчерашних школьников и не пытаться их учить. Нужно уметь взаимодействовать и принимать родительскую общественность в роли партнёров, консультантов, экспертов, сопроектировщиков, инвесторов.

Далее Людмила Долгова отметила, что: «Объект в управлении, которым может и должно принимать участие общество в лице своих специально подготовленных представителей, – это именно качество образования и именно в той его части, которая не относится к категории предметных достижений детей». Это содержание корпоративного и социального заказа, который общественные управляющие могут донести как посредники.

Людмила Долгова предложила следующие формы взаимодействия с общественностью для согласования образовательных потребностей:
− деятельностные формы: участие в образовательных проектах, образовательных  событиях, совместном решении проблем;
− определение стратегии развития образования школы, муниципального и регионального уровней;
− установление норм и правил: создание регламентирующих документов, утверждение их;
− финансово-экономические: определение цены основной и дополнительной образовательной услуги, создание благотворительных фондов, принятие решений о финансировании образовательных программ, установлении премий, стипендий, стимулирующих доплат за качество и т.п.

Итогом выступления стала формулировка способов работы школы с общественным заказом:
− на основании опыта взаимодействия с общественностью и родителями создавать программу развития вместе с УС и др. общественностью;
− включать в программу развития представления о качестве и результатах образования на основе заказа;
− трансформировать общественный заказ в образовательные задачи, методы и технологии работы, способы измерения, то есть в образовательные программы;
− совершенствовать систему стимулирования за качество образовательных результатов;
− создавать формы и нормы ГОУ на региональном и муниципальном уровнях (Законы, Общественные советы по образованию). 

Аналитическая группа Алтайского края


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100