15 мая 2012 года в рамках «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки
самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам
оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов», состоялась
лекция «Социальный и личностный заказ: возможности согласования образовательных потребностей» Людмилы Долговой,
эксперта ИПОП «Эврика».
Свою лекцию Людмила Михайловна начала с примера создания в МБОУ СОШ "Эврика-Развитие" г.Томска «Клуба родителей
и педагогов». Это помогло учителям и родителям взаимодействовать и создавать школу в сегодняшнем виде совместными усилиями.
Было отмечено, что появился некий институт посредничества. Так посредником между ребенком и школой является тьютор,
который отвечает за то, каково ребенку, комфортно ли ему в образовательном учреждении. В свою очередь сами родители являются
посредниками между школой и обществом, государством. «Если мы будем игнорировать посредничество, мы обрекаем себя на
отсутствие развития», - подчеркнула Людмила Долгова.
Зачем же нужен заказ извне? Следуя логике лектора, он нужен:
− для обновления целей образования в соответствии с потребностями жизни (школа ориентирована на передачу культурных
ценностей, родители же несут на себе нагрузку повседневности, они могут внести новую струю в достижении целей);
− для открытости школы современным тенденциям (школа сегодня теряет былую центрированность, большое количество
детей получают образование, не посещая школы; таким образом, школа должна быть достаточно мобильной, современной, интересной);
− для оценки качества работы школы и системы образования (педагог должен уметь соединять то, чему учит, и то, что
оценивает; именно в этом пространстве и осуществляется профессиональный рост);
− для инвестиций и поддержки со стороны общества;
− для неотчуждённого отношения граждан к основному образовательному институту.
Далее Людмила Михайловна выделила типы образовательного заказа:
− государственный заказ (язык, политическая лояльность, толерантность и т.д.);
− родительский заказ (личностный) - к условиям в образовательном учреждении (комфорт, здоровье, индивидуализация);
к качеству – (успешность);
− гражданский заказ (социальный) – к результатам образования и его качеству в связи с выходом граждан на
мировой рынок труда;
При этом были выделены следующие проблемы:
− значительная часть учителей, учеников и родителей отчуждены друг от друга в образовательном учреждении: учитель
заботиться о предметных знаниях, ученик не получает личностного образовательного опыта, родитель не верит ОУ, исходя из своего
предыдущего опыта;
− натурально и напрямую заказ на образование представители общественности не формулируют;
− педагогическое сообщество имеет мало позитивного опыта и форм взаимодействия с общественностью.
Людмила Михайловна предложила педагогам перестать видеть в родителях вчерашних школьников и не пытаться их учить. Нужно
уметь взаимодействовать и принимать родительскую общественность в роли партнёров, консультантов, экспертов, сопроектировщиков,
инвесторов.
Далее Людмила Долгова отметила, что: «Объект в управлении, которым может и должно принимать участие общество
в лице своих специально подготовленных представителей, – это именно качество образования и именно в той его части, которая
не относится к категории предметных достижений детей». Это содержание корпоративного и социального заказа, который общественные
управляющие могут донести как посредники.
Людмила Долгова предложила следующие формы взаимодействия с общественностью для согласования образовательных потребностей:
− деятельностные формы: участие в образовательных проектах, образовательных событиях, совместном решении
проблем;
− определение стратегии развития образования школы, муниципального и регионального уровней;
− установление норм и правил: создание регламентирующих документов, утверждение их;
− финансово-экономические: определение цены основной и дополнительной образовательной услуги, создание благотворительных
фондов, принятие решений о финансировании образовательных программ, установлении премий, стипендий, стимулирующих доплат за
качество и т.п.
Итогом выступления стала формулировка способов работы школы с общественным заказом:
− на основании опыта взаимодействия с общественностью и родителями создавать программу развития вместе с УС и др.
общественностью;
− включать в программу развития представления о качестве и результатах образования на основе заказа;
− трансформировать общественный заказ в образовательные задачи, методы и технологии работы, способы измерения,
то есть в образовательные программы;
− совершенствовать систему стимулирования за качество образовательных результатов;
− создавать формы и нормы ГОУ на региональном и муниципальном уровнях (Законы, Общественные советы по образованию).
Аналитическая группа Алтайского края
|