14 мая 2012 года в рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки
самоподготовки представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием по
вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов»
прошло заседание группы «Требования ФГОС к условиям обеспечения образовательного процесса как предмет общественной экспертизы
управляющих советов общеобразовательных учреждений. Проектирование показателей для общественной аккредитации образовательного
учреждения» (координаторы: Мария Миркес, Владлен Игнатович).
В начале работы группы Владлен Игнатович предложил участникам ответить на вопрос: Что понимать под «общественной
экспертизой» и «общественной аккредитацией»? Кому и зачем она необходима?
Участники, методом мозгового штурма предъявила следующий набор позиций:
Родители – выполняет ли школа стандарт, делает ли ребенка успешным, развивает ли ребенка?
Педагогам – удовлетворенность процессом и качеством результата обучения?
чредителю (государству) – насколько школа работает как открытая система?
Образовательному учреждению в целом – эффективен (русурсообеспеченность) ли маршрут планируемого развития?
Мария Миркес отметила, что выделены различные позиции, разные цели, субъектов, представляющих потенциальную силу, заинтересованную
в «общественной экспертизе» и «общественной аккредитации»как объединить или выделить главную,
важную для позиции «общественный управляющий»?
Участники обозначили два подхода:
- «Общественный управляющий» - сторонняя сила, не связанная прямыми связями взаимозависимости. Возможно это НКО,
занимающаяся общественной аккредитацией образовательных учреждений на основе специально разработанного инструментария по заказу
какого-то либо заинтересованного субъекта (родителей, педагогов, учредителя и т.д.), так как оценить процесс, находясь
внутри него невозможно.
- «Общественный управляющий» - это яркая личность, имеющая лидерскую позицию, харизму, готовая организовывать
эффективную коммуникацию внутри местного сообщества по вопросам развития образования, он соруководитель, автор, инициатор
новых коллективных дел. В этом случае задача «общественной экспертизы» - расчет эффективности планируемого варианта
развития, поиск и создание максимального ресурсного обеспечения. Опыт деятельности и оценки в такой позиции представляют общественно-активные
школы. Материал для изучения и использования размещен в сети интернет http://www.cs-network.ru/news/?content=news&id=2526
Владлен Игнатович обозначил проблему: Если принимать во внимание первую из указанных позиций, каковы, по мнению аудитории,
возможные способы проверки разработанных показателей и индикаторов? Каковы приоритеты общественности в указанном перечне?
Участники разделились на микрогрупы и работали с разными показателями и индикаторами. Была выявлены степень приоритетности
индикаторов по пяти показателям: результативность, эффективность, ресурсность, инновационность, интегрированность (открытость).
Важным для общественной экспертизы большая часть группы признала индикатор «ориентация работы учителя и учащихся
на фиксацию индивидуального прогресса учащихся», выделив, что это индикатор надо связывать и с индивидуальным
прогрессом учителя». Проверить выделенный индикатор группа предложила разными средствами: портфолио, беседы, анкетирования
и т д.»
По всем другим критериям были предъявлены способы или средства проверки и они зафиксированы координаторами в экспертной
карте.
Аналитическая группа Алтайского края
|