В рамках семинара «Общественное обсуждение результатов апробации электронной среды для подготовки самоподготовки
представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам оценки качества
образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов» прошла лекция Натальи Шадриной,
эксперта АНО ИПОП «Эврика», на тему «Основная образовательная программа образовательного учреждения как
гражданский договор с обществом о новом качестве образования».
Наталья Максимовна отметила, что ранее при разработке ООП учреждение не вовлекало в этот процесс представителей ГОУ. С
2011 года все школы приступили к реализации ФГОС нового поколения. Основным условием стала разработка ООП с привлечением общественности.
Т.е. встала задача – показать те направления, стороны, где представители ГОУ могу принять участие при разработке ООП.
Наталья Шадрина отметила, что лекция описывает три ключевых направления направления:
– основная образовательная программа школы – механизм изменения содержания образования;
– структура ООП;
– построение образовательного пространства в начальной и основной школе.
Наталья Максимовна обозначила основную проблематику в рамках направлений:
– наличие ООП – формальный продукт;
– количество часов внеурочной деятельности;
– материально-технической и информационное оборудование, интернет (является ли «информатизация» спасителем
образования?);
– повышение квалификации;
– зарплата.
Основная образовательная программа школы изменяется через:
– деятельность, ее результаты (в том случае, когда индивидуальный прогресс ребенка стал содержанием образования);
– смену содержания образования в том случае, если оно от традиционного, «зуновского», совершает переход
к развивающему, деятельностному;
– появление сквозных образовательных результатов, которые стали механизмом обеспечения преемственности между всеми
ступенями образования (от дошкольного до профессионального).
Как механизм оценки качества образования основная образовательная программа потребует:
– определения содержания, форм и способов оценочных процедур, разведения полномочий между региональным, муниципальным
и школьным уровнем;
– появления других контрольно-измерительных инструментов для оценки современных образовательных результатов как
сквозных результатов;
– соотнесения результатов и их качества с ФЗ-83, государственным (муниципальным) заданием (ГМЗ) в части, касающейся
стандарта качества
Как механизм кадрового обеспечения ФГОС Основная образовательная программа требует новых подходов:
– должна измениться и процедура аттестации (в этом случае обязательны четко заданные критерии аттестации);
– должна изменяться профессиональная позиция учителя;
– стимулирующая часть фонда оплаты труда учителей должна отражать результаты и качество педагогического труда,
а трудовой договор – гарантировать качество образовательных результатов, которые учитель обязан обеспечить.
Структура основной образовательной программы должна содержать, кроме пояснительной записки, систему оценки достижения планируемых
результатов ее освоения; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
− планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный
план начального общего образования; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального
общего образования.
ООП призвана:
– описать образовательные результаты технологически: индикаторы, показатели, способы и формы их применения при
оценивании;
– описать способы и технологии информирования о качестве образования и его результатов всех заинтересованных субъектов
образования: заказчиков, потребителей образовательных услуг, поставщиков этих услуг.
– дать описание механизмов включения школы в процедуры внешней независимой общественно-профессиональной аккредитации
ООП НОО в рамках Региональной системы оценки качества образования;
– дать описание модели внутришкольной – внутренней системы мониторинга, оценки и контроля качества образования
и его результатов;
Основная образовательная программа должна в итоге привести к появлению метапредметных результатов (выходящих за пределы
одного учебного предмета). Если таких результатов нет, значит, программа нерациональна. Для каждого звена существует своя
система результатов.
При составлении учебного (образовательного) плана необходимо учитывать несколько базовых параметров:
– общее количество часов, отведенное в ФГОС НОО на освоение ООП (2904 часа для пятидневной рабочей недели и 3210
часов – для шестидневной);
– соотношение между отдельными частями ООП (80% – обязательная часть и 20 % часть, формируемая участниками
образовательного процесса ОУ);
– набор предметных областей и учебных предметов, указанных в ФГОС НОО;
– соотношение между урочными и внеурочными формами учебной деятельности (рекомендуемое 70% и 30%);
Далее Наталья Шадрина остановилась на понятии «образовательная среда» («Совокупность факторов, формируемая
укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический
климат» ФГОС; наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В.И. Слободчикова,
который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное
назначение, а с другой — выделяет ее истоки в предметности культуры общества).
Общественное управление может влиять на выбор УМК. Родителям не важно знать суть УМК, нужно просто понимать, каких результатов
ждут родители от детей, и делать выбор. Родители могут выбирать также организацию образовательного процесса, расписание жизни
в школе, где и через какие формы ребенок может получать образование. В начальной школе в образовательной программе должны
быть заложены разные формы занятий, у ребенка должен быть выбор. Через что реализуется образовательная программа школы и чем
заполнено образовательное пространство школы? Чаще всего это расписание. Линейное расписание малоинформативно. Более информативно
нелинейное, но его желательно создавать только на 2 недели. Оно более перспективно. И надо уточнить, что внутри расписания
есть место и линейному и нелинейному.
При переходе в основную школу у ребенка меняется мотивация. Он больше идет общаться, а не учиться, это необходимо учитывать.
Основная школа – школа социальных проб. Образовательный процесс должен оказаться созвучен новой доминанте - личной инициативе
и индивидуализации.
Завершила лекцию Наталья Максимовна темой финансирования ООП, где особо выделила следующие проблемы:
– оплата труда под индивидуализацию образовательного процесса, оплата за результат (детские достижения, как результат
деятельности педагога);
– финансирование образовательной услуги через стоимость образовательных программ;
– стоимость образовательных программ разная (для одаренных детей, для детей с ограниченными возможностями здоровья);
– финансирование качества услуги через различные программы, фонды поддержки;
– размывание рамок – превращение школ в центры сообществ на местах, где создается социальный капитал.
Определение требований к качеству оказываемой услуги с помощью стандартов качества услуги позволяет управлять не
только качеством, но и затратами на оказание этой услуги.
Аналитическая группа Алтайского края
|