14 мая 2012 года в Краснодаре в рамках экспертно-аналитического семинара «Экспертиза информационной системы,
обеспечивающей проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования» с сообщением «Стратегии
развития и современные инструменты управления» выступил Петр Бондарев, эксперт ИПОП «Эврика».
Стратегия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца»)
— общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения
сложной цели. Стратегия направлена на поиск путей эффективного использования наличных ресурсов для достижения основной цели.
Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели
через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».
Главный смысл образовательной стратегии - определение форм и методов перехода из нынешнего состояния системы образования
в другое качественное состояние. Главные задачи образовательной стратегии - это осознанное и эффективное выполнение поставленных
целей.
Для этого требуется поиск ответов на сопряжённые вопросы - какими формами, методами и средствами можно добиться выполнения
поставленных целей?
Наше наследие: сталинский уклад образования в российской школе:
- гипертрофированный принцип единоначалия в управлении образованием;
- господство «единственно правильного» ответа, одномерность содержания, закрепленная в БУП;
- представление знаний в готовом виде, система упражнений на его закрепление, контроль за исполнением предписаний;
- репрессивное отношение школы к своим учащимся, обучение в соответствии с принципом «надзор-угроза-наказание»;
- ориентация на гарантированность всеобщего обязательного минимума ЗУН.
Современная школа не имеет представления о будущем, в котором предстоит действовать ее выпускникам
Сегодняшним школьникам предстоит:
1. Работать по профессиям, которых еще нет.
2. Использовать технологии, которые не созданы
3. Решать задачи о которых мы можем лишь догадываться
Современные инструменты управления качеством образования
1. Новые ФГОС всех уровней образования;
2. ЕГЭ и ФЭПО (Федеральный экзамен профессионального образования) – какой контроль, такое и образование;
3. нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений;
4. новые системы оплаты труда, реализующие стимулирующие принципы: оплата за качество труда, а не только
за часы;
5. новый Порядок аккредитации ОУ и аттестации учителей.
Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» В.В. Путин, 7 мая 2012
г.
Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
- в июле 2012 г. внести в ГД проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- разработать и утвердить в декабре 2013 г. Концепцию развития математического образования в Российской Федерации;
- провести до конца декабря 2012 г. мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки
эффективности их работы и оптимизации сети;
- до конца 2012 г. разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
- разработать к июню 2012 г. комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;
- утвердить в июле 2012 г. федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования;
- существить к июню 2013 г. переход к НПФ образовательных программ ВПО;
- разработать и утвердить до конца октября 2012 г. план мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих
повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Аналитическая группа Краснодарского края
|