13 мая 2012 года в Краснодаре в рамках экспертного семинара «Экспертиза информационной
системы, обеспечивающей проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования» с докладом
«Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированного на современные результаты образования»
выступил эксперт ИПОП «Эврика» Владимир Бацын.
Качество образования, по мнению докладчика, не может быть сформировано однажды и навсегда, качество определяется
социально-культурными критериями и появляется в суждениях потребителя.
В докладе был затронут вопрос истоков формирования понятия «качества образования», подчеркнув, что 40
лет системы образования разных стран занимаются формулированием этого понятия.
Владимир Бацын предложил аудитории вопрос о том, в какой степени школьный учитель является субъектом образовательного процесса,
учитывая, что учебники, программы, система оценивания разработаны не им? И в какой мере таким субъектом является ученик?
Важнейшим вопросом в процессе формирования системы оценки качества образования выступает социализация. Социализация
определяет и общественное сознание об образовании, причем через открытые общенациональной дискуссии. Докладчик
сформулировал ключевой тезис: образование как социализация, социализация как образование.
Специальное внимание было уделено такому аспекту, образование как услуга. Кто заказчик услуги? Как формируется общенациональный,
муниципальный, социальный или персональный заказ? Какова роль учителя? Фактически у него роль медиума. Высший уровень, когда
ученик, благодаря учителю, приобретает способность к дальнейшему саморазвитию и самообразованию, оказывается в состоянии
начать создание собственной образовательной программы.
Личностные результаты, по мнению докладчика, - это и есть сквозные результаты. Концепция системы ОКО состоит из 3-х
составляющих: индивидуальные учебные достижения + экспертная оценка содержания и реализация ООП + оценка образовательной среды.
Формирование оценочной компетентности самого учащегося есть становление субъекта собственной образовательной деятельности.
Аналитическая группа Краснодарского края
|