Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленарное заседание




28 апреля 2012 года межрегиональная конференция «Эврика-Авангард» завершилась итоговым пленумом.
 
Результаты работы секции «Модель аккредитации ОУ на всех ступенях образования» (руководители - Роман Селюков, Алексей Воронцов) представил Алексей Федосеев из Пензенской области.
В ходе работы секции  обсуждалась новая модель аккредитации ОУ. Ключевые выводы:
 
  • государственная аккредитация должна стать бесросчной.
  • говоря об общественной аккредитации, важно определиться какова цель данной процедуры?
 
По мнению Алексея Воронцова, наличие общественной аккредитации означает, что потребитель услуги удовлетворен ее качеством. При этом обе процедуры должны быть закреплены нормативно. Так в 29 ст. Закона «Об образовании» должна быть внесено обязательство по организации региональной системы оценки качества. Вместе с тем, говоря об оценке качества, мы в основном  опираемся на ФГОС. Исполнение ФГОС  в настоящее время контролируется государственными органами. Что же касается ОУ, не имеющего аккредитации, такое учреждение автоматически теряет статус юридического лица. Школа либо должна быть закрыта, либо должна стать филиалом другого ОУ. Механизм общественной аккредитации в данном случае становится ключевым фактором жизнеспособности ОУ.
Дополняя выступление, Светлана Бакулина из  Самарской области отметила, что традиционно государственная аккредитация — это функция контроля. Предложенная же к обсуждению модель носит принципиально иной характер: аккредитация в этом прочтении становится оценочной процедурой. Основные риски такого подхода: неготовность профессионального сообщества, отсутствие  специалистов, способных осуществить оценку; не разработана нормативная база для реализации новой модели.
Кроме того, требуют детальной проработки такие вопросы как наличие некоего федерального инварианта  модели и допустимых региональных дополнений.  Комментируя выступление Алексей Воронцов, предложил развести контрольную и оценочную функции аккредитации следующим образом: камеральные проверки осуществляются надзорными органами, оценочные процедуры выполняются экспертным сообществом.
Итоги обсуждения секции «Реализация НОИ Наша новая школа на региональном, муниципальном, федеральном уровне» (руководитель - Алла Антонова) представил Роберт Плиев из Северой Осетии.
 
Ключевые тезисы обсуждения:
 
  • не следует формулировать ГМЗ одной строкой  - общее образование. Целесообразно разбить ее на три составляющих: услуга по реализации начального образования,услуга по реализации основного общего образования, услуга по реализации среднего общего образования.  
  • При этом на федеральном уровне должен быть утвержден некий отраслевой перечень образовательных услуг. Наличие такого перечня позволит четко определить норматив финансирования каждой образовательной услуги. На муниципальном уровне перечень может быть дополнен и расширен.
 
Ключевой риск — излишняя дифференциация услуги. По мнению Надежды Мухи, веер дифференцированных муниципальных услуг возникает из требований к реализации ООП.  Наталья Шадрина отмечает,что снизить риски позволит стандарт качества услуги, в котором четко прописаны критерии и параметры оценки качества. Роман Селюков считает, что прежде всего необходимо «привязать» услугу к получателю. Дифференциация услуги осуществляется в зависимости от потребности конечного получателя. 
Александр Буланкин представил результаты обсуждения секции «ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических  механизмов. Операционализация требований к ФГОС» (руководитель - Ольга Шиян). В ходе обсуждения участники секции пришли к выводу, что необходимо формировать экспертную позицию по отношению к результатам реализации ООП непосредственно у самих участников образовательного процесса. Для чего необходимо создать своего рода банк данных, площадку для обсуждения. В основе модели банка данных лежит следующий тезис. МЗ формирует набор результатов (предметных, метапредметных и личностных). Школа же в рамках своей ООП может расширить набор. Финансирование определяется качеством набора. Вопрос готовы ли мы идти на такую предельную формализацию инструментария? Либо же достаточно некой в целом незначительной  операционализации процесса. В этом на сегодня заключается экспертная задача.
В качестве спикера от секции «Развитие инновационной структуры в сфере образования» (руководитель - Анастасия Белолуцкая) выступила Елена Крощихина из Свердловской области.
В своем выступлении она отметила, что для повышения качества образования необходимо создать инновационную инфраструктуру. Площадками для апробации инфраструктуры являются ФИП.  К сожалению, в настоящее время ФИП недостаточно активно вовлечены в процесс сетевого взаимодействия. Пространство сетевого взаимодействия необходимо обустроить событиями, предвосхищающими требования завтрашнего дня. 
Выступление дополнила Елена Балагина из Архангельской области. Одним из ключевых моментов она отметила особую значимость процедуры повышения квалификации, которая в настоящее время не всегда отвечает требованиям адресности, практикоориентированной направленности. Решением вопроса могла бы стать такая модель повышения квалификации, реализация которой возможна в рамках сетевого взаимодействия.
Итоги работы представила секция общественно-государственного управления (руководитель - Владимир Бацын). Потребность в общественно-государственном управлении достаточно высока. Однако в настоящее время оно существует как бы отдельно от органов управления образованием. Необходимо активное вовлечение общественных институтов в инновационные процессы. В мае текущего года запланировано проведение вебинара с участием масс-медиа по вопросам участия общественно-государственного  управления.
В завершение работы итогового пленума представлена программа IV Всероссийского Байкальского образовательного форума.
 
Наталья Цырендашиева
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100