Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард", 27-29 апреля 2012 г.> Секция 3. ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических механизмов
Итоги работы группы 

Секция 3. ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических механизмов. Операционализация требований  ФГОС к условиям реализации ООП ступеней общего образования




28 апреля 2012 года  в рамках Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард» состоялась работа секции «ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических механизмов. Операционализация требований ФГОС к условиям реализации ООП ступеней общего образования» (координаторы: Ольга Шиян, Наталья Шадрина, Елена Ушакова, эксперты АНО ИПОП «Эврика»).

На секции «ФГОС начального общего образования и модернизация финансово-экономических механизмов. Операционализация требований ФГОС к условиям реализации ООП ступеней общего образования» в качестве приоритетных обсуждались проблемы реализации ФГОС НОО и финансово-экономические механизмы, способные сделать процесс реализации более эффективным.

Три основных пункта вышли на первый план в ходе обсуждения возможностей фиксации реализации или нереализации ФГОС: новая результативность и проблемы ее фиксации, индивидуальный прогресс и трудности его диагностики, а также новый тип деятельности педагога, позволяющий осуществить деятельностный подход в работе с детьми.

Говоря о «новом типе деятельности», собравшиеся отмечали необходимость использовать такой рычаг, как аттестация педагогов, указывали и на возникающие в этой связи трудности. Было отмечено, что формализуемые характеристики деятельности учителей часто оказываются неинформативными, в то время как значимые (особенности взаимодействия с ребенком, типа предъявляемых заданий и пр.) трудно формализовать и ввести в процедуры аттестации.

Одним из первых встал вопрос о фиксации новой результативности, в частности такого ее параметра, как индивидуальный прогресс учащихся. Без оценки индивидуального прогресса невозможно оценить качество образования, которое предоставляется детям из необеспеченных семей, а также детям с особыми образовательными потребностями. В то же время фиксация индивидуального прогресса на сегодняшний день не обеспечена инструментально: фактически, педагоги вынуждены обращаться к психологам, чей инструментарий для этих целей не подходит. В связи с этим возник вопрос о том, насколько необходимы процедуры единой для всех выпускников первой ступени  мониторинговые и оценочные процедуры, задающие общую «планку» результативности по метапредметным достижениям.

Одним из механизмов реализации нового стандарта является  корректировка государственного  (муниципального) задания, позволяющего иначе структурировать заказ, предъявляемый школе. На сегодняшний день, отметили участники секции, муниципальное задание не является механизмом реализации ФГОС, не учитывает того, что образовательный процесс должен быть обеспечен качественно иначе и в кадровом и в материально-техническом планах.  Скорее, наоборот: сегодня муниципальное задание фиксирует «до-стандартнный» заказ школе, тем самым препятствуя изменениям. В ходе работы группы выступили представители бурятской делегации, предложившие модель конструирования муниципального задания в зависимости от особенностей школы и ее образовательной программы.

Участники секции согласились в том, что во многом характер реализации стандарта будет определяться особенностями государственной образовательной политики в этой области. В частности, важно, будет ли принято решение  о том, что относительно некоторых школ через три года будет принято решение о том, что стандарт в них не реализуется, что повлечет за собой отказ этим школам в аккредитации.

Опять же в связи с этим встал вопрос о трудностях и возможностях фиксации метапредметных результатов. В связи с этим очень востребованным оказалось сообщение Александра Буланкина о проекте электронного паспорта школы, который содержит в себе своеобразный «конструктор», позволяющий педагогам создавать метапредметную диагностику в соответствии с целями собственных рабочих программ.

Аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100