Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард", 27-29 апреля 2012 г.> Доклад «Современное представление о качестве образования», руководитель Рособрнадзора Л.Н.Глебова

Доклад «Современное представление о качестве образования», руководитель Рособрнадзора Л.Н.Глебова 




28 апреля 2012 года в рамках межрегиональной конференции «Эврика – Авангард»  состоялось выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любови Глебовой. Ключевая тема выступления – современное представление о качестве образования.

Главная тенденция развития на сегодня заключается в том, что уже официально оформлена востребованность в оценке качества образования в современной образовательной политике. Если еще 10 лет назад процедура оценки, оформленная в виде ЕГЭ, встретила активное сопротивление со стороны профессионального сообщества, родительской общественности,  то сейчас напротив остро востребовано наличие разных видов оценки. Например,  появилась НСОТ – появилась и необходимость оценивать работу учителя по каким-то отдельным оценочным процедурам, а не только по результатам ЕГЭ, как это происходит сейчас. Возникла тема ГМЗ – на повестку дня выходит необходимость оценки эффективности деятельности ОУ.

При этом важен именно тот факт, что сама оценка предъявляется со стороны, является независимой. Причем потребность предъявлять результаты независимого оценивания возникла и  у потребителя образовательной услуги, и у ОУ, хотя бы потому, что независимая оценка сама по себе пользуется безусловным доверием. Именно поэтому сейчас на очень высоком уровне, активно обсуждается вопрос создания национальной системы рейтингования. Интерес к этому вопросу настолько высок, что в профессиональной среде уже возникает потребность использовать принципы независимого оценивания в бакалавриате, в магистратуре. Вектор развития, таким образом, на сегодня состоит в том, чтобы обеспечить разнообразие оценочных процедур, осуществляемых на более высоком уровне качества, в то время как сама процедура оценки должна носить независимый характер.

Следующий аспект: отечественная система оценки качества образования активно формируется. Конечно, какие-то оценочные действия были всегда. Но сегодняшний день система оценки качества характеризуется именно тем, что происходит оформление уже действующих и новых оценочных действий в некую систему, комплекс. Оценка становится инструментом развития.  В рамках целевой программы развития образования сформулирована  задача формирования независимой оценки качества образования.  Вместе с тем стало очевидным, что система оценки качества – не  сумма региональных систем оценки, как это виделось, скажем, 8 лет назад. Сейчас это понимается как набор оценочных действий, осуществляемых на всех уровнях образования, в разных формах на каждом уровне образования (аттестация, аккредитация, публичная оценка) по отношению к физическому или юридическому лицу.

Выделяются два вида оценивания – государственная форма оценки (контрольно-надзорные и разрешительные процедуры, в том числе лицензирование, аккредитация, контроль качества, надзор за соблюдением законодательства) и общественно-профессиональная, экспертная. Причем эти процедуры должны не заменять друг друга, а дополнять. Что в данный момент, к сожалению, не наблюдается. В этом и заключается ключевой риск. На практике часто возникает ситуация, когда разными методами проверяют без конца одно и то же, что естественно вызывает неприятие и негативное отношение к процедуре оценки как таковой.  Важно понимать, что только та оценка имеет перспективу быть развитой, в которой нуждается сам оцениваемый. Приоритетная задача сейчас состоит в том, чтобы  сформировать востребованность в оценке у того, в отношении кого она проводится. Причем сама процедура оценки должна быть максимально упрощена: школа единожды выставляет всю информацию о себе, и любое оценочное действие производится на основе той информации, которую школа уже представила. Ключевой тренд, таким образом, может быть сформулирован как «свобода в обмен на результат».

Другой аспект: ЕГЭ, как оценочная процедура, стала своего рода  «лакмусовой бумажкой», проявляющей все негативные и позитивные вещи, которые будут происходить с другими оценочными процедурами. Понятно, что набор действий, из которых состоит ЕГЭ сам по себе, вопросов не вызывает. Искусственно формируется недоверие к отдельным его элементам, а точнее к их реализации на практике. Наибольшее количество споров связано с организацией деятельности ППЭ: неподготовленные, часто случайные люди, становятся организаторами, наблюдателями, но именно их работа и их ошибки заметны потребителю более всего. Нет необходимости совершенствовать имеющуюся модель, но нужно изменить подход к реализации ее отдельных элементов: на пример жестче подойти к вопросу выбора наблюдателей, организаторов в ППЭ. Но является ли усиление функций надзора и контроля в данном случае единственным механизмом повышения качества? Такое понимание сути вопроса в корне неверно. Ошибочно понимать, что система контроля стала центровой в проведении ЕГЭ. «Я считаю», – говорит Любовь Глебова, – «что перспективы в усилении контроля как способа обеспечения проведения оценочных процедур  являются как минимум спорными. Нет перспективы в развитии оценочных государственных процедур, если государство не хочет их отпустить в сферу деятельности экспертного сообщества».



Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100