Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эврика-Авангард", 27-29 апреля 2012 г.> Презентация региональных проектов «Итоги апробации модели аккредитации»
Презентация Романа Селюкова 
Презентация Анастасии Белолуцкой 
Презентация Елены Петряевой 
Презентация Натальи Шадриной 

Презентация региональных проектов «Итоги апробации модели аккредитации»




В рамках межрегиональной конференции "Эврика-Авангард-2012 состоялась презентация региональных проектов "Итоги апробации модели аккредитации".
 
Первым выступил замдиректора ИПОП "Эврики" Роман Селюков с докладом "Современная  модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО".
По мнению Романа Селюкова, современная ситуация, касающаяся формирования отечественной системы оценки качества образования, носит достаточно сложный характер. Ключевое противоречие состоит в том, что, в то время, как ФГОС задает новые требования к содержанию образования, содержание деятельности в самой школе остается по существу тем же и не может измениться достаточно быстро. Очевидно несоответствие между заданными ФГОС новыми нормами и их реализацией на местах.
В сложившихся условиях нужна принципиально иная система оценки качества, главный принцип организации которой - опора на операционализацию. Основой системы становится некая электронная база данных, в которую внесены избыточные данные, касающиеся деятельности ОУ (в том числе, например, данные о детских результатах). Все последующие оценочные процедуры строятся на обследовании этой базы. На этой же основе строится и функционал структур, непосредственно осуществляющих оценку качества.
Поскольку процедура аккредитации ОУ является ключевой в системе оценки качества, важно понимать, что является ее ведущей функцией - контроль или оценка? Что должно быть положено в основу процедуры: оценка результатов или оценка качества образования? Является ли аккредитация институтом развития качества образования? Надо также понимать, что происходит с неаккредитованными учреждениями. Например, могут ли легально существовать школы, не выполняющие требования ФГОС?
С учетом вышесказанного, современная модель аккредитации должна быть основана на следующих принципах:
- системная реализация самостоятельности школ,
- предельная формализация (показатели строятся таким образом, что оценку деятельности ОУ можно проводить только по показателям, сформированным на основе электронной базы данных ОУ). 
- аккредитация проводится при участии общественных организаций (участие общественных институтов - либо в порядке аутсорсинга, либо как саморегулируемых организаций).
"Процедура аккредитации может быть проведена следующим образом, - считает Роман Селюков. - На первом шаге ОУ в порядке самообследования формирует электронную базу данных. На основе этой базы формируются показатели, которые впоследствии проходят оценку".
Замдиректора ИПОП "Эврики" заявил, что апробация подобной модели уже начата на основе электронного паспорта школы. В ней участвуют 16 субъектов, представлены все 8 округов РФ, 130 образовательных учреждений. По результатам апробации уже подготовлено более 100 предложений по доработке, сформирована модель базы данных, примерный перечень показателей. К 1 июня 2012 года модель будет представлена для использования во всех регионах.
Что касается ТЗ для участников конференции, то оно оказалось следующим: обсуждение концепции модели аккредитации для разработки предложений по использовании данной процедуры в рамках всероссийской системы оценки качества образования.
 
Следующей выступила замдиректора ИПОП "Эврика" Анастасия Белолуцкая. Она рассказала про развитие инновационной инфраструктуры, ориентированной на задачи качества образования.
"ФИП – это такой конкурс, когда победой вся история не заканчивается, а только начинается. ФИП – это не награда, это призыв к серьезной совместной работе. ФИП – это механизм развития региональной образовательной политики", - заявила Анастасия Белолуцкая.
Ключевые тезисы выступления:
  • Проект направлен прежде всего на повышение качества образования. Конкурс ФИП - один из механизмов проекта.
  • Приказом №275 от 12 апреля 2012 года утвержден перечень ФИП (22 площадки, 14-ти из них статус ФИП подтвержден). 
  • Утверждены направления инновационной деятельности ФИП.
  • До 1 сентября 2012 года принимаются заявки на получение статуса ФИП в 2013 году. Заявку можно подать на сайт fip.kpmo.ru. Здесь же размещены все материалы касающиеся деятельности ФИП: география, тематика, события. 
  • Главная проектная задача - преобразование совокупности отдельных проектов ФИП в целостную инновационную структуру, институт развития региональной и федеральной образовательной политики. Таким образом, в рамках реализации проекта модернизация осуществляется в двух встречных направлениях: нижний уровень - деятельность ФИП, верхний уровень - национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", комплекс мер.
ТЗ для участников конференции: формирование  экспертных сообществ на основе ФИП, которые впоследствии станут основой для формирования экспертной сети.
 
Эксперт ИПОП "Эврика" Наталья Шадрина познакомила с проектом "Организация процедуры обучения общественных управляющих для оценки качества образования в условиях реализации ФГОС".
Цель проекта - включение в процедуру оценки качества представителей управляющих советов, общественных институтов.
Отличительная черта - применение проектно-кейсового метода. Обучение проводится как на базе действующих стажировочных площадок, так и виртуально. Программа обучения представлена четырьмя модулями: каждый управляющий может выбрать тот, который интересен именно ему. На данный момент уже работают два модуля. Модули размещены на сайте EurekaDaily.com. Также на этом сайте представлены лекции экспертов и нормативные документы. Сайт открыт для посещения, принимаются предложения по доработке проекта.
 
Электронный мониторинг модернизации общего образования представила Елена Петряева. Институт образовательной политики "Эврика" является его федеральным оператором.
Цель проекта - определение того, происходят ли заданные стандартом изменения в образовательной программе и условиях ее реализации, и работают ли эти изменения  на появление новых образовательных результатов.
В рамках мониторинга реализуются четыре направления:
- введение ФГОС;
- динамика заработных плат работников ОУ;
- модернизация региональных систем образования;
- реализация НОИ "Наша новая школа".
На основе данных мониторинга создается автоматизированный ситуационный центр по оценке качества образования, работа которого будет начата в мае текущего года.
Ключевая особенность по первому направлению - многообразие областей сбора данных: как на уровне ОУ, так и на уровне региона. Проведена работа по доработке показателей. В презентации красным выделены те индикаторы, которые заполняются с 2011 года. Введен новый интегральный показатель - доля учителей начальных классов, внедряющих ФГОС.
Особенность второго направления - мониторинг заработных плат работников ОУ для детей с ограниченными возможностями.
По третьему направлению, уже ставшему традиционным для региональных операторов, красным в презентации выделены те показатели, которые претерпели некоторые изменения с учетом всех поступивших предложений.
Вся информация о мониторингах представлена на сайте kpmo.ru.
 
С проектом "Организация предоставления государственных (муниципальных) услуг, не отнесенных к основным видам деятельности сферы "Образование", муниципальными общеобразовательными учреждениями ЕАО" выступил Евгений Сильянов, председатель Комитета образования ЕАО.
Ключевая задача - переход от потребительского характера финансирования к бюджетной самостоятельности школ. 
67% муниципальных учреждений имеют статус казенных, что приводит к значительной девальвации средств. В итоге, убежден Евгений Сильянов, финансовый норматив не доводится в полной мере до ОУ. Для решения этой проблемы предприняты следующие шаги - реструктуризация сети ОУ (с 40 до 29 % сократилось количество малокомплектных школ), введение повышающих коэффициентов. Определены два муниципальных образования, в которых на базе ОУ проводится апробация предоставления услуг, не относящихся непосредственно к образовательным.
Реструктуризации подверглись 22% образовательных учреждений. Школа на селе позиционируется как социокультурный комплекс. Финансирование деятельности осуществляется из нескольких источников. Раньше, по мнению Евгения Сильянова, "почему-то никто не задумывался положить деньги в копилку школы".
Завершая свое выступление, Евгений Сильянов добавил: "Переход к полной финансовой самостоятельности, смена статуса школы и расширение перечня услуг, предоставляемых данными учреждениями, нельзя рассматривать как чисто экономический аспект, конечным итогом  должно стать  улучшение условий для получения каждым ребенком качественного образования. Кроме того, муниципальное задание является главным связующим звеном между финансированием школы и содержанием образования".
 
Презентацию программы IV Всероссийского Байкальского образовательного форума провел министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов.
Цель форума в 2012 году - обсуждение механизмов взращивания общественных инициатив дошкольного образования, социальных эффектов Комплекса мер модернизации общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегии развития профессионального образования. Девиз форума «От модернизации образования к социальным эффектам».Отличительной чертой форума является то, что впервые в этом году свой опыт представят субъекты РФ. Региональные министры выступят в качестве руководителей секций по обсуждению сквозных образовательных результатов дошкольного, общего, профессионального образования пройдет под руководством региональных министров.
 
 
Наталья Цырендашиева,
Олеся Салунова
 
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100