Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар по совершенствованию финансово-экономических механизмов> Выступления экспертов по вопросам совершенствования финансово-экономических механизмов
Презентация Сергея Косарецкого 
Презентация Романа Селюкова 

Выступления экспертов по вопросам совершенствования финансово-экономических механизмов в рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования




26 апреля 2012 года в Федеральном институте развития образования на семинаре по совершенствованию финансово-экономических механизмов в рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования выступали эксперты с сообщениями.

Сергей Косарецкий, директор центра социально-экономического развития школы Института развития образования ФГАОУ ВПО «НИУ «Высшая школа экономики», представил результаты анкеты, которая была направлена в регионы. В анкете содержались вопросы о ходе реализации и модернизации финансово-экономических механизмов в регионах. Отвечать на вопросы анкеты можно было в свободной форме. Докладчик отметил, что на вопросы было получено большое количество ответов «нет».

На вопрос о доведении нормативов финансирования до каждого общеобразовательного учреждения на муниципальном уровне 19 регионов предоставили ответы, по которым было можно провести анализ.
10,9% регионов обеспечено доведение нормативов финансирования до каждого образовательного учреждения.
в 66% регионов были даны ответы, по которым невозможно судить о ситуации с доведением нормативов до каждого образовательного учреждения.

Ответы на вопрос о системах оплаты труда работников образования показывают, что в большинстве субъектов РФ реализуется модель «базовый оклад+ПКГ». Более четверти субъектов реализуют модель «ученико-час».

На вопрос о совершенствовании систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, 43% субъектов РФ не описали конкретных планов по совершенствованию систем оплаты труда. 14% субъектов предоставили такую информацию с разной степенью конкретизации.

Роман Селюков, заместитель директора «Института проблем образовательной политики «Эврика», выступил с сообщением «Совершенствование финансово-экономических механизмов в рамках проекта по модернизации региональных систем общего образования».

Докладчик обозначил критерии, по которым можно определить степень эффективности осуществления  финансово-экономических механизмов: критерии позволяют определить реализуются ли новые финансово-экономические механизмы и если да, то насколько эффективно и корректно.  

Первый показатель: динамика роста зарплат ниже, чем динамика роста норматива. Экспертный анализ, который проводился некоторое время назад, показал, что только 12% регионов ввели НСОТ. Во многих регионах использовались поправочные коэффициенты,  для того, чтобы переход на новые финансовые механизмы происходил эффективнее. При этом коридор поправочных коэффициентов постепенно снижался. Однако во многих регионах не смогли воспользоваться ситуацией, когда происходил спад демографический спад, для того, чтобы выровнять норматив.

Еще один показатель: методика расчета норматива основана на БУП. Докладчик подчеркнул: «Тревожным индикатором является использование часов учебного плана в качестве принципа расчета норматива». Если норматив рассчитывается на основе часов, то для увеличения норматива применяется административная логика, т.е. для увеличения стоимости норматива необходимо решение, например, губернатора. Такой механизм расчета не позволяет увеличивать стоимость норматива, на основании увеличения объема работа. В некоторых регионах вопрос увеличения финансирования решали путем добавления 10 часов на воспитательную работу. Но такой способ увеличения финансирования невозможно использовать регулярно, т.к. тогда появятся проблемы, связанные с перегруженностью учащихся.

Еще один показатель: использование типовых штатов. В некоторых регионах продолжают действовать типовые штаты: несмотря на то, что они отменены, они фактически остаются и являются основанием для перечисления денежных средств, т.е. средства перечисляются не по нормативу, а в соответствии с количеством ставок.

Другой принцип расчета норматива основан на увязывании величины норматива со средней зарплатой по экономике региона. Переход на такой принцип финансирования можно обосновывать увеличением качества образовательных услуг в связи с переходом на новый ФГОС, и в этом случае становится понятен механизм стимулирования учителей к реализации нового стандарта.

Роман Селюков назвал также следующие критерии некорректного применения финансово-экономичесих механизмов: высокая дифференциация удельных расходов на одного ученика (в части средств на зарплату и учебные расходы); недоведение средств по нормативу до уровня школ в полном объеме; количество нормативов соизмеримо с количеством школ; нормативы по типам и видам учреждений, а не по программам или категориям детей; рост зарплат в большей степени связано с  увеличением нагрузки учителя (зарплата растет и нагрузка растет); из стимулирующей части ФОТ делаются выплаты учителям не за результаты учеников, с которыми работает учитель; в базовой части ФОТ невозможно предусматривать выплаты за неурочные виды деятельности; невозможно устанавливать базовую единицу оплаты труда выше, чем установлено регионом; отсутствие муниципальных нормативов финансирования; отсутствие в муниципальных заданиях показателей для оценки качества услуг, увязанных с требованиями ФГОС; ФОТуч/ФОТост далеко от 70/30; ФОТбаз/ФОТст. далеко от 70/30; централизованные бухгалтерии, работающие со школами не по возмездным договорам; большая (более 5-10%) доля казенных учреждений.



Соб. инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100