Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Стенограмма брифинга 

Учиться можно везде




Как объективно оценить качество образования, которое получают наши дети? Что важнее: 100 баллов на Едином государственном экзамене или ответственность за то, что произойдет с выпускником через 10–15 лет после школы? Какова задача учителя: пересказать то, что ты знаешь сам, или научить детей постоянному процессу самообразования? 
Ответы на эти вопросы искали участники брифинга «Развитие системы оценки качества общего образования», который состоялся 18 апреля в Белгороде в рамках экспертно-аналитического семинара «Экспертиза информационной системы, обеспечивающей проведение маркетинговых процедур оценки качества основного общего образования».
 
В брифинге приняли участие начальник Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, заместитель председателя правительства Белгородской области Юрий Коврижных, начальник отдела процедур оценки качества образования Управления оценки качества образования Рособрнадзора Игорь Круглинский, заместитель директора ИПОП «Эврика» Роман Селюков и эксперт ИПОП «Эврика» Елена Ушакова.
Роман Селюков начал разговор с того, что на сегодняшний день тема качества образования очень популярна: громко обсуждаются стандарты старшей школы, Единый государственный экзамен и т.п. Это значит, что общественности не все равно, как происходит оценка качества образования. Но представления о том, что лежит в основе системы оценки качества образования, формируются сложно. «Нам приходится фиксировать, что показатели, по которым оценивают детей в школах, и показатели, по которым можно оценивать успешность человека в жизни, не сходятся, – рассказал Роман Селюков. – Простой пример: ребенок, который успешен в школе, совершенно не обязательно успешен в жизни». 
Чтобы разобраться в этом, в 2004 году в регионах был запущен Комплексный проект модернизации образования, ключевым вопросом которого стала смена содержания образования и смена инструментов его оценки. Что важнее: 100 баллов на ЕГЭ или ответственность школы за то, что происходит с выпускником через 10–15 лет? По мнению Романа Селюкова, новые федеральные образовательные стандарты предусматривают ответственность учебного заведения за разные результаты, а не только за знания, умения и навыки, которые получают дети в школе. Но, увы, к такому повороту событий готовы не все педагоги.
Замдиректора «Эврики» убежден: развитие системы оценки качества образования прежде всего должно выращиваться в регионах. Причем каждый регион может строить свою систему оценки качества образования. Единственное условие – критерии оценки качества образования должны быть едины для всей России и понятны педагогам, родителям и ученикам, заявила эксперт Елена Ушакова.
Юрий Коврижных согласился c экспертами и подчеркнул необходимость создания общероссийской системы оценки качества образования по принципу иерархичности и согласованности действий на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях, каждый из которых решает задачи сквозного характера, но в то же время обеспечивающие федеральную вертикаль.
В настоящее время в регионе реализуется целевой проект региональной системы оценки качества образования «Создание единой системы индикаторов оценки качества образования Белгородской области». Разработана разноуровневая и многоаспектная система индикаторов оценки качества, которая включает в себя оценку результатов, процесса, условий и управления на основе ведомственной и общественной оценок; результаты лицензирования и государственной аккредитации. Кроме того, в 2008 году была создана автоматизированная информационная система – электронный мониторинг, с помощью которого осуществляется рейтингование образовательных учреждений, контроль за организацией проведения государственной итоговой аттестации школьников и аттестации педагогов. Рейтингование позволяет не только определить лучшие школы, но и оказать им существенную материальную поддержку. «Например, в 2010 году для поощрения 100 лучших школ было выделено около 54 млн рублей, в 2011-м – уже 87,5 млн», – рассказал Юрий Коврижных. При внедрении нового федерального стандарта востребован проект о создании системы оценки внеучебных достижений обучающихся, разработана структура портфолио учеников начальной школы, создан банк контрольно-измерительных материалов для оценки внеучебной деятельности.
То, что в Белгородской области ведется серьезная работа в системе оценки качества образования, признали многие эксперты. Однако надо идти еще дальше. «Практически у всех детей есть мобильные телефоны, в том числе и с выходом в интернет, у многих – планшеты или беспроводные нетбуки, – сказал Роман Селюков. – Но что ребята делают на переменах? Сидят в социальных сетях или играют в компьютерные игры. А все эти средства информатизации должны участвовать в образовательном процессе».
«Главное – переломить в сознании детей и взрослых мысль, что компьютеры, телефоны и интернет – это что-то для организации свободного времени, – убежден замдиректора «Эврики». – Ребенок должен понимать, как получать информацию, как ее обрабатывать, как решать какие-то учебные задачи с помощью техники».
Кстати сказать, система использования электронной среды в образовательном пространстве уже активно внедряется в школы. В Белгородской области в апробации участвуют десять школ. С 1 сентября 2012 года таких школ будет больше, заявили эксперты ИПОП «Эврика». «Информационные технологии будут не только на уроке информатики, но и на математике, на русском языке, на физике, на рисовании. И не только на уроке, но и на перемене в школьных коридорах, в столовой, рядом со школой». 
По мнению Романа Селюкова, это означает, что наша школа двигается в сторону отмены абсолютного доминирования классно-урочной системы. И скоро можно будет учиться не только на уроках, по расписанию, сидя в кабинете, а везде, где есть возможность доступа к электронной среде, в любое время.
 
Олеся Салунова
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100