Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Елены Ушаковой 

Лекция  «Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты», Е.Г.Ушакова




17 апреля 2012 года в Белгороде в рамках экспертно-аналитического семинара «Экспертиза информационной системы, обеспечивающей проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования» с докладом «Концепция оценки качества основного общего образования: предметные, метапредметные, личностные результаты» выступила Елена Ушакова, эксперт ИПОП «Эврика». 

В начале своего выступления Елена Ушакова предложила проанализировать, почему уже сейчас необходимо обозначать образовательные результаты, которые будут востребованы в будущем. Было отмечено, что требования к человеку со стороны социума резко изменились: человек становится автономным модулем. Значит, с одной стороны, человек становится все более автономным, с другой, он должен быть способен выстраивать отношения, вступать во взаимосвязи почти мгновенно. Человек вхож в несколько структур одновременно, и при этом размывается понятие профессии, образовательной структуры. Таким образом, как только мы меняем описание образовательного результата, мы меняем образовательный процесс.

Елена Ушакова отметила, что метапредметные и личностные результаты нужно рассматривать как эффекты, они неотделимы в деятельности от предметных результатов. Если предметные результаты сопровождаются личностными и метапредметными – только в этом случае и будет достигнут интегративный образовательный результат. В целом предметное обучение должно теперь быть выстроено так, чтобы у обучающихся в любом случае формировались метапредметные результаты с максимальным эффектом.

Роман Селюков: «Мы подчеркиваем придание статуса результата. Внутри предмета мы должны выстраивать образование таким образом, чтобы эти результаты гарантировано были. Учитель должен понимать свой предмет как материал, на котором формируются метапредметные и личностные навыки. ЗУНы никто не отменяет».

Далее Елена Ушакова обозначила три подхода к оценке достигаемых результатов: 1-й вариант – выстраивание предметного обучения так, как и было, но выделяя время для формирования других требуемых сегодня результатов; 2-й вариант -  перейти к другим типам работ в школе, по-другому задавая работу; 3-й вариант -  на каком-то этапе обучения появляются метапредметы («Задача», «Проблема» и др.). В любом случае, это не схема «старая школа +», а принципиально другая школа. Но годятся ли старые, пусть и хорошие учебники, для нового подхода?

Также было отмечено, что метапредметные результаты начинают постепенно вводить в экзамены. Особо было подчеркнуто, что впервые в стандарты попытались ввести деятельность: «Это наш конкурентный ресурс. Мы ввели в стандарт изменение личности».

Роман Селюков дополнил выступление по оценке метапредметных и личностных результатов: «Оценивать и измерять – это не равно. Личностный результат можно оценить, это может любой хороший классный руководитель. Аналог в советской школе – это характеристика в институт. Вопрос в том, кто оценивает эти результаты. Я должен посмотреть на этот двойственный результат и реконструировать, что должно быть в процессе».

Елена Ушакова привела пример диагностики учебной грамотности и отметила, что те методики, которые рекомендованы для оценки метапредметных и личностных результатов, скорее, относятся к области психологии, что затрудняет оценку. Проблема: чтобы избежать вала показателей, надо так описать универсальные метапредметные действия, чтобы они прослеживались с 1 по 11 класс; надо вводить уровни; операциональный характер метапредметных результатов.

Аналитическая группа Белгородской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100