Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад представителя регионального органа управления образованием «Итоги апробации информационной системы для мониторинга оценки качества основного общего образования»  




17 апреля 2012 года в Белгороде в рамках экспертно-аналитического семинара «Экспертиза информационной системы, обеспечивающей проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования» с докладом «Развитие региональной системы оценки качества образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов» выступил начальник управления общего и дошкольного образования департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Владимир Ламанов.

Владимир Ламанов отметил, что анализ существующей в регионе модели оценки качества образования на этапе введения ФГОС показал на разрозненность подходов к проблеме в муниципальных образованиях, на несовершенство целостной региональной модели, муниципальных и школьных систем оценки качества образования. Это затрудняет реализацию внешней и внутренней экспертизы и оценки с целью обеспечения достоверной и полной информации об уровнях системы образования и осложняет вовлечение общественности Белгородской области в  управление качеством образования и повышение  удовлетворенности населения  качеством  образовательных услуг.

Проблемы региональной системы оценки качества образования  определяют задачи среднесрочного периода:

·   разработка системы единых критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по ступеням образования, диагностического инструментария  оценки качества образования;

·   формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования, исходя из требований ФГОС (образовательные результаты, условия и качество образовательных программ, социализация обучающихся);

·   развитие внутришкольных систем оценки качества образования;

·   создание системы самообследования и самооценки деятельности образовательного учреждения.

Использование информационных систем при проведении процедур оценки качества образования осуществляется в регионе с 2008 года. Для этого была создана автоматизированная информационная система «Электронный мониторинг образовательных учреждений Белгородской области», в которой осуществляется рейтингование общеобразовательных учреждений, проводится процедура аттестации педагогических работников, осуществляется проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, мониторинговые исследования; лицензирование и государственная аккредитация, предоставляется возможность родителям осуществлять контроль  успеваемости учащихся при помощи электронного дневника.

В настоящее время в регионе реализуется целевой проект РСОКО «Создание единой системы индикаторов оценки качества образования Белгородской области». Разработана разноуровневая и многоаспектная система индикаторов оценки качества, которая включает в себя оценку результатов, процесса, условий и  управления на основе ведомственной и общественной оценок; результаты лицензирования и государственной аккредитации.

На основании Постановления  Правительства Белгородской области от 15 июня 2010 года №211-пп «Об оценке качества работы общеобразовательных учреждений Белгородской области» разработано Положение о рейтинговании общеобразовательных учреждений Белгородской области.

В рейтинге выделены кластеры:

по типу населенного пункта:

- город (к данному разряду относятся школы, расположенные в городе).

- село (в данный разряд попадают поселковые и сельские школы),

по уровню реализуемых общеобразовательных программ:

- начальная общеобразовательная школа;

- основная общеобразовательная школа;

- средняя общеобразовательная школа;

- школа «повышенного» уровня (гимназия, лицей, школа с углубленным изучением отдельных предметов).

В Белгородской области на основании постановления правительства области от 7 февраля 2007 года №28-пп «Об оценке эффективности и результативности деятельности органов государственного управления области»  ежегодно проводится социологический мониторинг «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления» («Роза качества»), который является ярким примером внешней оценки качества регионального образования.  

Мониторинг «Роза качества» проводится с 2006 года по единой методике. В 2011 году он реализован уже в шестой раз (примерно в один и тот же период (август – ноябрь), выборка – 6000 респондентов). Можно с уверенностью сказать, что региональный мониторинг - это уникальный проект, подобного которому нет в большинстве субъектов РФ.

Одним из критериев оценки деятельности департаментов является оценка по основным параметрам качества жизни населения – показатели берутся из  «Розы качества» (8 показателей). Качество образования оценивается через удовлетворенность населения доступностью и качеством образования. Вклад каждого  ведомства определяется экспертным путем.

Следует учесть, что сегодня данный мониторинг представляет одну из форм гражданской экспертизы работы государственных и муниципальных структур, которая требует своего дальнейшего совершенствования и развития. Мы предполагаем, что его можно отнести к одной из форм краудсорсинга, относящегося к числу наиболее перспективных социальных технологий управления в условиях информационного общества.

В ходе проводимой работы по созданию системы оценки качества в регионе Владимир Ламанов выделил следующие проблемные вопросы:

1.Существует  потребность в создании общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивающей принцип иерархичности, согласованности действий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения, каждый из которых решает задачи сквозного характера, обеспечивающие федеральную вертикаль и задачи собственного уровня.

2. Важно принятие нормативные правовые акты и издание инструктивно-методических материалов по функционированию и развитию общероссийской системы оценки качества образования.

3. Отсутствуют единые критерии и диагностический инструментарий оценки качества образования, единая информационная сеть, объединяющая данные различных образовательных уровней в единую автоматизированную систему.

4. Актуальна система подготовки специалистов в вопросах оценки качества образования.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100