28 марта 2012 года в ЗАТО Северск в рамках Всероссийского образовательного форума «Актуальные направления
развития образования: педагог, ребенок, семья, общество» с докладом «Приоритетные направления модернизации региональной
системы общего образования Томской области. Задачи на 2012 год» выступил Александр Щипков, начальник Департамента общего
образования Томской области.
Докладчик отметил, что основные усилия при подготовке к введению ФГОС - это усилия по подготовке условий, основное
среди которых - готовность педагогического персонала к реализации нового стандарта. На основе кадровой политики было осуществлено
массовое повышение квалификации с вовлечением всего научно-образовательного комплекса. Учителя первых классов, которые начали
работать по принятым стандартам, прошли повышение квалификации 100%. В области была разработана сетевая модель подготовки
кадровых условий введения ФГОС. Требования, предъявляемые к учителям в контексте нового стандарта, учтены в новом Положении
об аттестации педагогических и руководящих кадров, что повысило требования к профессиональному уровню.
Александр Щипков уточнил, что вся проделанная и продолжающаяся работа носит не разовый характер.
Особое внимание начальник Департамента уделил работе финансово-экономических механизмов развития системы образования и обеспечения
качества образования. Было отмечено, что норматив финансирования растет, что в области определены приоритеты развития, закрепленные
в нормативных документах. Также была обозначена проблема формирования госзадания. Наибольшее количество вопросов про внеурочную
деятельность.
Одной из проблем была названа проблема скорости интернет-передачи, которая, как отметил докладчик, свойственна всему Сибирскому
федеральному округу. При низкой скорости передачи данных почти невозможно обеспечить дистанционный формат обучения, что актуально
для сельских малокомплектных школ, которых в Сибири много. В завершении своего выступления Александр Щипков отметил эффекты
и обозначил задачи на перспективу, а также ответил на вопрос : "Что получит от модернизации ученик?"
Эффекты:
• у педагогических и управленческих кадров появляется осознание взаимосвязи условий реализации образовательного процесса
и целей, обозначенных ОУ в основной образовательной программе;
• педагогами осознаётся необходимость непрерывного дополнительного профессионального образования; обучающийся
педагог становится субъектом образовательного процесса.
Проблемы и риски:
• неготовность части школ к финансовой самостоятельности и управлению ресурсами;
• недостаточно сформированное полноценное нормативно-правовое обеспечение перехода ОУ ( в т.ч. формат госзаданий и
их финансовых нормативов) в новый статус;
• низкий темп снижения неэффективных расходов;
• низкое качество прогнозирования развития ОУ;
• отсутствие объективной и достоверной оценки обеспечения школ по всем направлениям создания современных условий;
• отсутствие методик фиксации оценки качества образования с учетом новых результатов.
Задачи на перспективу:
1. Формирование кадрового управленческого ресурса в условиях новых требований при проведении аттестации.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы в части: финансовых механизмов (НПФ, НСОТ, стимулирования качества). Показатели
качества (условий, результатов) госзадание.
3. Финансовое обеспечение процессов модернизации общего образования (перехода на ФГОС, введение дистанционных форм обучения
и т.д.), в т.ч. через целевые проекты и программы.
4. Полная и объективная инвентаризация и оценка ресурсного обеспечения школ.
Что получит от модернизации ученик:
-
возможность получать образование в школе, отвечающей современным требованиям;
-
возможность выбора образовательных программ на старшей ступени в соответствии с направлением профессионализации;
-
возможность использовать электронные ресурсы и информационные технологии в образовательном процессе;
-
возможность получить внешнюю и внутреннюю оценку своих достижений на разных этапах образования
Алена Шадрина
|