Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Романа Селюкова 

Лекция «Минимизация рисков введения НПФ и НСОТ: проектные шаги», Р.В.Селюков




20 февраля 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» с сообщением «Минимизация рисков введения НПФ и НСОТ: проектные шаги» выступил Роман Селюков, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Ключевые риски введения НПФ образовательных учреждений общего образования, как правило, вытекают из двух возможных возможных сценариев практики применения НПФ:

- расчет норматива, основан на оценке стоимости услуги по реализации ООП ступеней общего (в расчете на 1 ученика) образования в части расходов на заработные платы и учебные расходы, а средства по нормативу доводятся до уровня школы в полном объеме (без изъятий и перераспределения средств между школами;

- расчет норматива основан на усредненных  фактически сложившихся учебных расходах ОУ в расчете на 1 ученика с опорой на часы учебного плана для расчета расходов на заработную плату.

Проблемы введения НПФ при реализации двух этих стратегий введения НПФ различны, имеются и специфические риски.

Роман Селюков в своем сообщении представил типичные риски введения НПФ и НСОТ, а также способы их минимизации.

Каждый регион имеет свою специфику в разрезе особенностей финансирования, заметил эксперт. Например, в Санкт-Петербурге практически полностью отсутствует муниципальный уровень, поэтому не все риски имеют место быть в каждом конкретном регионе.

- Неувязка НПФ и государственного (муниципального) задания приводит к разрушению НПФ и НСОТ, повышению неэффективных расходов, избыточность и не соответствующие требованиям ФГОС условия реализации ООП в сети и низкое качество образования. 
К способам минимизации эксперт отнес следующие механизмы: формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей полное доведение средств по нормативу до школы, сокращение количества казенных учреждений, обеспечение разработки муниципальных заданий.

- Неувязка НПФ и ФГОС приводит к риску невведения ФГОС, а также финансовым нарушениям, среди которых несоответствие расходов целям, на которые переданы средства.
Для минимизации данного риска необходима реконструкция НПБ по НПФ под ФГОС и выделение разных типов.

- Дети с особыми нуждами. Здесь существует опасность в размывании принципов НПФ при нечетком определении категории детей под особые нормативы, а также десоциализация детей с особыми нуждами в условиях эксклюзивного образования. 
Необходимо принять стратегическое решение относительно развития инклюзивного образования детей с особыми нуждами, разработка методики расчета норматива на ребенка с особыми нуждами и способов финансирования ОУ, обучающих таких детей и разработка эффективных механизмов контроля за расходованием средств.

- Отсутствие механизмов регулирования сети через НПФ, ведь при введении НПФ должна была повыситься конкуренция между школами, что и произошло – школа заинтересована создать качественные условия обучения и обеспечить высокое качество образования. Рисками здесь являются диспропорция финансирования сети, стимулирование иждивенчества школ, ориентация на "худшие сценарии развития".
Данные риски можно минимизовать с помощью ориентации НПФ на ключевые параметры развития сети, сужения коридора коэффициентов к нормативу.  

- Отсутствие механизмов многоканального финансирования. Рисками являются дестимулирование развития сети ОУ, повышение доли неэффективных расходов, низкая мотивация к развитию ОУ в соответствии с собственной стратегией. 
Для минимизации данных рисков необходимо создание фондов (развития качества, стаб.фондов, "венчурных" фондов и т.д.) под задачи развития сети ОУ и системы образования в целом, стимулирование механизмов софинансирования, децентрализация закупок, стимулирование финансово-хозяйственной самостоятельности школ.

- Блокирование развития дистанционного образования в отсутствии подушевого норматива на образование в сети. 
Риски: снижение качества образования; снижение доступного качественного образования с уходом дистанта только в негосударственный сектор. 
Способы минимизации рисков: разработка норматива финансирования в сети и стимулирование развития дистанционных образовательных технологий.

- Отсутствие объективных показаний к изменению величины норматива. 
Риски: снижение доходов работников образования и снижение качества образования. 
Данные риски можно минимизовать с помощью обеспечения связи величины норматива с экономическими величинами (например, со средней зарплатой в экономике региона).

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100