21 февраля 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках общественного обсуждения «Эффективность
введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» продолжила
работу проектная группа «Механизмы минимизации рисков введения НПФ и НСОТ. Мониторинг зарплат работников ОУ»,
координаторы-эксперты ИПОП «Эврика» Р.В.Селюков и Н.Г. Типенко.
Работа группы была направлена на выявление проблемных моментов, связанных с системой оплаты труда в контексте введения
ФГОС. Участники открыто и развернуто выражали свои позиции, с интересом выслушивали друг друга, вступали в обсуждение. Значительной
ценностью обладали комментарии и общения ведущих группу.
После короткого вступления экспертов была организована работа в двух подгруппах. Одна из подгрупп продолжала фиксировать
проблемы, связанные с оплатой труда педагогических работников при введении ФГОС. Деятельность второй подгруппы
была направлена на то, чтобы рассмотреть очертания новой модели системы оплаты труда, позволяющей решать насущные проблемы,
исходя либо из приоритета стимулирующих факторов, либо из приоритетного принципа социальной справедливости.
В результате работы первой подгруппы и последующего обсуждения было констатировано следующее:
В регионах Северо-Запного федерального округа Российской Федерации действуют различные методики нормативно-подушевого финансирования
и новой системы оплаты труда. В г. Санкт-Петербурге отсутствуют нормативы для развития образовательной инфраструктуры образовательного
учреждения. То же относится к финансированию системы сопровождения образования.
• В целом, существующая в настоящее время система финансового обеспечения образования в г. Санкт-Петербурге
по мнению участников группы действующие нормативы обеспечивают лишь выживание образования, но не ориентированы на его развитие.
• Подчеркивалось, что в полной мере финансирование обеспечивает лишь оплату труда учителей в соответствии с
существующей в регионе нормой, минимальный объем учебных расходов и коммунальные расходы.
• В выступлениях отмечалось, что шанс развиваться существует у инициативных образовательных учреждений. Одним
из возможных путей их продвижения являются целевые программы. Особенностью современного этапа развития образования является
невключенность органов управления субъектов и муниципальных образований в стратегическое регулирование деятельности
системы образования.
• Было также заострено внимание на том, что система образования, в том числе на уровне образовательных учреждений,
сама регулирует свою деятельность и эффективность, но при этом ограничена в средствах и правах их использования. С другой
стороны руководство образовательных учреждений, как правило, не создает прозрачной системы оплаты труда, в частности в ее
стимулирующей части. Общественность не подключается к процессу формирования НСОТ.
Участники работы группы сделали вывод о том, что НПФ и НСОТ в г Санкт-Петербурге в их нынешнем виде не могут обеспечивать
введение ФГОС.
Идеальная модель системы оплаты труда, предложенная участниками проектной группы в ходе обсуждения предполагает:
• Активное участие общественности в управлении образованием.
• Гибкую, но прозрачную систему региональных нормативов обеспечивающих высокое качество образования и
НСОТ.
• Достаточное количество реальных прав у образовательных учреждений для реализации новой системы оплаты
труда.
• Возможность определять параметры стимулирования в системах оплаты труда ОУ по четким критериям и показателям,
связанных с требованиями ФГОС.
Владимир Новоселов, аналитическая группа г.Санкт-Петербурга
|