20 февраля 2012 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) в рамках
общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков,
связанных с реализацией НСОТ и НПФ» начала работу проектная группа «Мониторинг результатов образования на ступени
основного общего образования», координаторы-эксперты ИПОП «Эврика» - Н.М.Шадрина и В.Г.Ананьин.
В ходе работы участниками проектной группы обсуждались следующие проблемы:
- С какими трудностями столкнулись практики в ходе внедрения ФГОС (содержательного, методического плана, проблемы создания
условий)?
- Какие трудности возникли в решении задач измерения и оценки результатов?
- Готов ли учитель к введению ФГОС и в частности, быть субъектом оценочного процесса?
Координатор группы Наталья Шадрина представила перечень трудностей для обсуждения: не определена специфика каждой ступени
образования, устаревшая система оценивания, КИМы не соответствуют результатам ФГОС, затратность механизмов, недостаточная
квалификация педагогических кадров.
Первая часть встречи проходила в форме аккумуляции банка вопросов со стороны педагогов-практиков, которые коснулись следующих
«болевых точек»:
1. Федеральный перечень учебников на практике не соответствует заявленным во ФГОСах линиям развивающего обучения. Необоснованна
привязка к определенному УМК в начальной школе. Отсутствует прозрачное понятие УМК в основной школе, теряется его надобность.
Слабая преемственность УМК начальной и основной школы.
2. «Нововведение» электронный журнал увеличивает нагрузку рядового педагога, отдаляя его как от задач развития
детей, так и от мониторинга процесса развития.
3. В большинстве случаев школы вынуждены придерживаться жестких требований Министерства Образования и науки, опять же не
имея возможности решать педагогические задачи в режиме развития.
При обсуждении рисков введения ФГОС основная дискуссия коснулась процедур, правомерности и валидности мониторинга результатов
образования.
По вопросу самооценивания обсуждалось две позиции. По позиции Виктории Гребень, заместителя директора ИМЦ Московского
района г.Санкт-Петербурга, самооцениевание (метапредметных и личностных результатов) в том виде, как предлагается, не имеет
смысла: у детей может быть заниженная\завышенная самооценка, предлагаемый инструментарий ненадежен, не валиден, в рамках урока
результаты самооценивания будут иметь субъективную доминанту. Также сторонники данной позиции отметили многолетний опыт Финляндии,
имеющий традиции и стройный инструментарии самооценивания. По позиции экспертов, сам процесс приобщения к самооцениванию имеет
отдельный смысл, поскольку вводит учащихся в поле рефлексивного опыта.
В ходе обсуждения идеи электронной образовательной среды, предложенной ведущими, участники выразили несогласие и сомнение
в возможности реализации.
Анна Гаврилова, директор школы №2 г.Луги Ленинградской области: "Сейчас в российскую систему образования форсированно
навязывают западную образовательную модель с ее идеологией и оценочными рамками. Это недопустимо на почве наших традиций".
Алла Думчева, аналитическая группа г.Санкт-Петербурга
|