Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Александра Адамского 

Лекция «Актуальные проблемы модернизации российского образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (Часть 1)», А.И.Адамский




20 февраля 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» с сообщением «Актуальные проблемы модернизации российского образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта» выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Перед тем, как начать свой доклад, эксперт отметил, что сегодняшняя встреча - это рефлексия того, что за прошедшие годы модернизации образования было сделано по направлениям реализации нового федерального государственного образовательного стандарта и повышения заработной платы учителей с использованием новых финансовых механизмов. Также докладчик предупредил, что в связи с тем, что обсуждаемая проблематика носит смешанный характер, представляемые в докладе положения также будут носить смешанный по своему позиционному типу характер:  научные, теоретические, экспертные, методические.

Проблема модернизации образования

Ключевой проблемой модернизации образования является дефицит оформленности двух ключевых понятий: 

- комплексность модернизации,

- результат образовательной деятельности.

Дефицит этих понятий создает большую проблему в деятельности и при этом построить эти понятия возможно только с людьми, которые непосредственно включены в этот процесс. То есть представление о результате образовательной деятельности может быть оформлено только вследствие рефлексии деятельности.

Многие регионы столкнулись с большими сложностями в построении системы оценки качества образования, оформлении понятия качества образовательной услуги, оформлении муниципального задания. Это невозможно сделать без операционального, инструментального понятия результата. Пока в существующем виде это понятие нельзя обсуждать ни с обществом, ни тем более с финансистами.

Основная проблема финансирования образовательных учреждений состоит не в отсутствии денег, а в отсутствии операционального понятия результата образования, который можно сделать предметом обсуждения и с управленцами, и с финансистами, и с обществом.

"Если мы хотим привязать заработную плату учителя к результативности его деятельности, то оформить понятие результата необходимо," - подчеркнул Александр Адамский.

Качество образовательной услуги

Александр Адамский обратился к деятельности учителя начальной школы с тем, чтобы наглядно описать сложность модернизации образования в части формирования механизма оплаты труда и организации финансирования. Версии учителей начальной школы, родителей и, например, международных исследований относительно качества образования в начальной школе различны. С введением ФГОС формирование учебной деятельности становится/стало и предметом, и результатом образования в начальной школе (учебная деятельность ценна, потому что позволяет ребенку делать самостоятельный выбор, решать нестандартные задачи и пр.) Вполне логично появление вопроса: каков механизм оценки формирования/сформированности учебной деятельности.

Основным инструментом объема ассигнований сегодня остается учебный план. "И это трагедия, - убежден Александр Адамский. - Если понятие результата сформировано, то и финансирование должно идти на основании рассчитанной стоимости условий, которые необходимы для обеспечения результата образования, то есть в начальной школе - учебной деятельности." Эксперт обратил особое внимание на то, что оформление стоимости образовательной услуги и есть основная задача, корректное решение которой позволит построить зависимость между результатом образования и оплатой труда. Так, к примеру, осуществление проектной деятельности с обучающимися, которая  требует не урочного подхода (поскольку "в урок не укладывается"), окажется учтенным, следовательно, просчитанным и заложенным в норматив обязательным условием обеспечения результата.

Сегодня ситуация складывается таким образом, что все процессы идут в рамках модернизации как бы параллельно друг другу: нормативное финансирование отдельно, система оценки качества отдельно и т.д. То есть процессы эти не увязаны в единый комплекс. Та же ситуация происходит и с федеральным образовательным стандартом: ФГОС принят, введен, но деятельность от этого не меняется. Наличие норм не гарантирует автоматического появления соответствующей нормам деятельности. Александр Адамский уверен, что во многом причина того, что в начальной школе деятельность не меняется, связана с мотивацией учителя. Работающий новый финансовый механизм, связывающий результат с оплатой, может стать мотивом.

ФГОС, муниципальное задание и нормативное финансирование должны быть связаны между собой. Более того, объем ассигнований завязан на качестве выполнения услуги. "При этом учитель должен быть включен в разработку представления о результате образования также, как он включен в образовательный процесс. Иначе есть риск, что разработанные представления о результатах и механизмы оценки этих результатов окажутся не принятыми учителями (как, например, сегодня учителя не принимают ЕГЭ как механизм оценки)," - говорит докладчик.

Оценка качества образования

При отсутствии механизма оценки качества мониторинг и его данные начинают использоваться при решении задачи оценки качества образования, а сделанные выводы становятся основанием для принятия карательных управленческих решений. Вместе с этим идейная природа мониторинга не позволяет это делать: мониторинг есть разрозненная база данных, а качество образования не является механической суммой результатов мониторинга.

Докладчик уточнил, что понятия качество образования и результат образования находятся в смысловой связи, но являются разными понятиями и отражают разные явления. О результатах образования можно делать выводы на основании анализа учебной деятельности. Качество образования же характеризуется социализацией ребенка.

Суть проблемы оценки качества образования

"В общем виде проблема оценки качества образования заключается в соответствии между двумя шкалами: шкалой достижений ребенка в школе и шкалой достижений ребенка в жизни. Эта проблема в последнее время стала очень острой", - говорит Александр Изотович и сопоставляет ситуацию сегодняшнего дня с ситуацией советской эпохи на предмет стабильности, определенности и возможности предугадывания "завтрашнего дня". При этом докладчик отметил, что социализация - явление, которое себя показывает уже в школе (не после того, как ребенок покидает ее стены).

Качество образования-ключевое понятие для всех механизмов модернизации образования.

Понятие "качество образования", включающее в себя понятие результата образования,  есть основа для всех механизмов модернизации.

1) Система оплаты труда (в структуре базовой части и в показателях распределения стимулирующей части)

2) Нормативное подушевое финансирование

3) Аттестация как квалификационный экзамен

Качество образования соединяет все эти три механизма в единый комплекс мер модернизации образования. Если нет такого соединения, то все механизмы не работают на заложенную в их основу идею, не обеспечивают результат.

Новая функция системы оценки качества образования

Качество образования при всей своей воспитательной и культурно-образовательной значимости становится экономическим фактором. Это проявляется в том, что качество образования становится основой стоимости муниципального задания, величины норматива.

"Корреляция между результатом и объемом ассигнований должна быть," - заключил Александр Адамский.

Елена Иванова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100