20 февраля 2012 года в Санкт-Петербурге в рамках общественного обсуждения «Эффективность введения ФГОС, минимизация
экономических, правовых и социальных рисков, связанных с реализацией НСОТ и НПФ» с сообщением «Актуальные проблемы
модернизации российского образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта»
выступил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
Перед тем, как начать свой доклад, эксперт отметил, что сегодняшняя встреча - это рефлексия того, что за прошедшие годы
модернизации образования было сделано по направлениям реализации нового федерального государственного образовательного стандарта
и повышения заработной платы учителей с использованием новых финансовых механизмов. Также докладчик предупредил, что в связи
с тем, что обсуждаемая проблематика носит смешанный характер, представляемые в докладе положения также будут носить смешанный
по своему позиционному типу характер: научные, теоретические, экспертные, методические.
Проблема модернизации образования
Ключевой проблемой модернизации образования является дефицит оформленности двух ключевых понятий:
- комплексность модернизации,
- результат образовательной деятельности.
Дефицит этих понятий создает большую проблему в деятельности и при этом построить эти понятия возможно только с людьми,
которые непосредственно включены в этот процесс. То есть представление о результате образовательной деятельности может быть
оформлено только вследствие рефлексии деятельности.
Многие регионы столкнулись с большими сложностями в построении системы оценки качества образования, оформлении понятия
качества образовательной услуги, оформлении муниципального задания. Это невозможно сделать без операционального, инструментального
понятия результата. Пока в существующем виде это понятие нельзя обсуждать ни с обществом, ни тем более с финансистами.
Основная проблема финансирования образовательных учреждений состоит не в отсутствии денег, а в отсутствии операционального
понятия результата образования, который можно сделать предметом обсуждения и с управленцами, и с финансистами, и с обществом.
"Если мы хотим привязать заработную плату учителя к результативности его деятельности, то оформить понятие результата
необходимо," - подчеркнул Александр Адамский.
Качество образовательной услуги
Александр Адамский обратился к деятельности учителя начальной школы с тем, чтобы наглядно описать сложность модернизации
образования в части формирования механизма оплаты труда и организации финансирования. Версии учителей начальной школы, родителей
и, например, международных исследований относительно качества образования в начальной школе различны. С введением ФГОС формирование
учебной деятельности становится/стало и предметом, и результатом образования в начальной школе (учебная деятельность ценна,
потому что позволяет ребенку делать самостоятельный выбор, решать нестандартные задачи и пр.) Вполне логично появление вопроса:
каков механизм оценки формирования/сформированности учебной деятельности.
Основным инструментом объема ассигнований сегодня остается учебный план. "И это трагедия, - убежден Александр Адамский.
- Если понятие результата сформировано, то и финансирование должно идти на основании рассчитанной стоимости условий, которые
необходимы для обеспечения результата образования, то есть в начальной школе - учебной деятельности." Эксперт обратил
особое внимание на то, что оформление стоимости образовательной услуги и есть основная задача, корректное решение которой
позволит построить зависимость между результатом образования и оплатой труда. Так, к примеру, осуществление проектной деятельности
с обучающимися, которая требует не урочного подхода (поскольку "в урок не укладывается"), окажется учтенным,
следовательно, просчитанным и заложенным в норматив обязательным условием обеспечения результата.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что все процессы идут в рамках модернизации как бы параллельно друг другу:
нормативное финансирование отдельно, система оценки качества отдельно и т.д. То есть процессы эти не увязаны в единый комплекс.
Та же ситуация происходит и с федеральным образовательным стандартом: ФГОС принят, введен, но деятельность от этого не меняется.
Наличие норм не гарантирует автоматического появления соответствующей нормам деятельности. Александр Адамский уверен, что
во многом причина того, что в начальной школе деятельность не меняется, связана с мотивацией учителя. Работающий новый финансовый
механизм, связывающий результат с оплатой, может стать мотивом.
ФГОС, муниципальное задание и нормативное финансирование должны быть связаны между собой. Более того, объем ассигнований
завязан на качестве выполнения услуги. "При этом учитель должен быть включен в разработку представления о результате
образования также, как он включен в образовательный процесс. Иначе есть риск, что разработанные представления о результатах
и механизмы оценки этих результатов окажутся не принятыми учителями (как, например, сегодня учителя не принимают ЕГЭ как механизм
оценки)," - говорит докладчик.
Оценка качества образования
При отсутствии механизма оценки качества мониторинг и его данные начинают использоваться при решении задачи оценки качества
образования, а сделанные выводы становятся основанием для принятия карательных управленческих решений. Вместе с этим идейная
природа мониторинга не позволяет это делать: мониторинг есть разрозненная база данных, а качество образования не является
механической суммой результатов мониторинга.
Докладчик уточнил, что понятия качество образования и результат образования находятся в смысловой связи, но являются разными
понятиями и отражают разные явления. О результатах образования можно делать выводы на основании анализа учебной деятельности.
Качество образования же характеризуется социализацией ребенка.
Суть проблемы оценки качества образования
"В общем виде проблема оценки качества образования заключается в соответствии между двумя шкалами: шкалой достижений
ребенка в школе и шкалой достижений ребенка в жизни. Эта проблема в последнее время стала очень острой", - говорит Александр
Изотович и сопоставляет ситуацию сегодняшнего дня с ситуацией советской эпохи на предмет стабильности, определенности и возможности
предугадывания "завтрашнего дня". При этом докладчик отметил, что социализация - явление, которое себя показывает
уже в школе (не после того, как ребенок покидает ее стены).
Качество образования-ключевое понятие для всех механизмов модернизации образования.
Понятие "качество образования", включающее в себя понятие результата образования, есть основа для всех
механизмов модернизации.
1) Система оплаты труда (в структуре базовой части и в показателях распределения стимулирующей части)
2) Нормативное подушевое финансирование
3) Аттестация как квалификационный экзамен
Качество образования соединяет все эти три механизма в единый комплекс мер модернизации образования. Если нет такого соединения,
то все механизмы не работают на заложенную в их основу идею, не обеспечивают результат.
Новая функция системы оценки качества образования
Качество образования при всей своей воспитательной и культурно-образовательной значимости становится экономическим фактором.
Это проявляется в том, что качество образования становится основой стоимости муниципального задания, величины норматива.
"Корреляция между результатом и объемом ассигнований должна быть," - заключил Александр Адамский.
Елена Иванова
|