18-19 августа 2011 г. была организована дистанционная консультация в специальной электронной среде на сайте
http://www.eurekanet.ru/ewww/info/kvalif_zp.html,
позволяющей организовать трансляцию консультационных сообщений (не менее 2 сообщений, сопровождаемых презентациями, продолжительность
не менее 1 часа, количество слайдов не менее 10 на каждое сообщение).
Дистанционная консультация включала в себя два сообщения Селюкова Р.В., заместителя директора ИПОП «Эврика»
и Бацына В.К., эксперта ИОП «Эврика». Электронная среда позволяла направлять в режиме он-лайн текстовые вопросы
во время консультационных сообщений http://www.eurekanet.ru/eforum , а
также организовать онлайн-видеообщение экспертов с несколькими региональными площадками.
Презентации выступлений и ответы на заданные вопросы, а также репортаж о дистанционной консультации размещены на общедоступном
сайте http://www.eurekanet.ru.
1. Проведение дистанционного консультирования региональных экспертов Иркутской области по вопросам реализации
КПМО в 2011 году.
Во время дистанционного консультирования Роман Селюков сделал акцент на том, что новое содержание образования ,
внедрение ФГОС требует пересмотра не только позиции учителя, что по себе очень важно, но и смены парадигмы
управления всей системы образования. Без этих изменений не возможна реализация НОИ ННШ.
В НОИ "Наша новая школа" зафиксировано 6 направлений:
- ФГОС;
- Учитель;
- Инфраструктура;
- Талантливые дети;
- Самостоятельность школ;
- Здоровьесбережение.
Раскрывая проблему введения и реализации ФГОС, эксперт остановился на следующем: должна быть школьная система оценки
качества образования, инструменты оценки результатов образования; формулировка государственного (муниципального) задания,
система оплату труда в условиях нормативно-подушевого финансирования.
Требования предъявляемые к учителю иные, новые результаты образования предполагают другие КИМы, которые обеспечивают
оценку не только предметных, но и метапредметных результатов. В связи с этим, в ходе консультирования возник вопрос:
“Что положить в основу стимулирования деятельности учителя?, Должны ли показатели определяющие стимулирование
деятельности учителя коррелировать с показателями качества предоставляемых услуг в муниципальном задании?”
Роман Селюков обозначил, что основным предметом стимулирования должны являться детские результаты учебной
и внеучебной деятельности. Говоря о муниципальном задании, то показатель качества оказываемой образовательной услуги
должны определять качество условий, качество процесса и качество результата.
Говоря о работе с талантливыми детьми эксперт отметил, что работа с ними - это сопровождение отдельных детей или все-таки
создание среды для каждого, разработка индивидуальных траекторий, маршрутных листов, другие способы фиксации результатов.
Должна быть нормативная база, обеспечивающая реализацию программу работы с одаренными детьми.
Останавливаясь на здоровьесбрежении, Роман Селюков поднял вопрос: "Может ли школа системно не ухудшать здоровье
школьников укладом жизни в ней?" Школа, которая занимается проблемой здоровьесбережения - это не та школа, которая разработала
программу по здоровьесбережению, а та, которая организовала особый уклад: не перегружен учебный план, разработаны индивидуальные
маршруты, учитываются возрастные особенности, интеллектуальные способности детей.
По всем направлениям НОИ ННШ были рассмотрены первоочередные задачи региона , проанализированы возможные риски
и определены способы их преодоления.
2. Технологии проектирования ООП НОО ОУ
Второе сообщение в рамках дистанционного консультирования сделал Бацын В.К., эксперт ИПОП «Эврика". Обсуждались
вопросы проектирования ООП НОО ОУ, методологические и технологические подходы к проектированию ООП НОО ОУ.
Ключевой
вопрос: кто является заказчиком проекта, т.е. кто определяет цели ООП НОО ОУ и оценивает качество достигнутых результатов
и эффектов. Проектантами ООП НОО ОУ являются:чредитель (муниципальный заказ), социум (управляющий совет ОУ), образовательное
учреждение (учителя), родители, младшие школьники.
Даны некоторые рекомендации по разработке ООП НОО ОУ:
1.Необходимо включать в состав разработчиков всех вышеперечисленных проектантов.
2. Учитывать «образовательную программу улицы» с позиции социализации учащихся, т.е. степень зависимости
образовательного учреждения от социума.
В современных условиях образовательная программа должна давать ответ на вызов
извне, в ней должны фиксироваться те среды, события, попав в которые, учащиеся будут обогащены компетенциями и
социальным опытом.
Образовательная программа должна создавать условия для того, чтобы ученики стали саморазвивающимися,
самоутверждающимися, самостановящимися личностями.
Важнейший тезис: максимальная индивидуализация образовательной программы как системообразующий принцип.
При разработке
технологических подходов к проектированию ООП НОО ОУ, главная идея заключается не в определении некоего всеобщего минимума,
в достижении индивидуального максимума. ООП ОУ призвана описать детско-взрослые деятельности в проектируемых средах и
пространствах и ожидаемые от них результаты и эффекты.
Возможны две проективные стратегии:
1. Принять Примерную ООП НОО (ФГОС) за основу и наполнить ее реалиями конкретного ОУ;
2. Принять ее в целом и переструктурировать (трансформировать) образовательную программу под собственную миссию,
задачи и цели:
- провести социально-экономический и социально-культурный анализ социума и его образовательных ресурсов;
- осознать вызовы, ограничения, дефициты и т.п. с точки зрения жизненных интересов и перспектив учащихся;
- определить общестратегические и тактические линии их преодоления в период до 14/15 и 17/18-летнего возраста;
- соотнести эти цели с целями учащихся и их семей и (в идеале) прогнозами о среднесрочной эволюции местного сообщества,
чтобы позиционировать ООП как программу (гражданский договор) по развитию человеческого капитала в интересах и при поддержке
всего социума.
Важно понимать: образовательная программа ОУ – это живое зеркало, отражающее осознанные усилия местной образовательного
сообщества по развитию человеческого капитала граждан в самый критический период – детства, отрочества и юности.
Поэтому
проектанты и участники реализации ООП могут с полным правом позиционировать себя в качестве культурно-образовательной элиты
нашего общества.
|