22 декабря в рамках Всероссийской конференции руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих
управление в сфере образования «Модернизация региональных систем общего образования: итоги 2011 года и задачи на 2012
год» состоялась работа в группе по направлению «Кадровая политика: аттестация и повышение квалификации учителей».
Работа секции началась с обозначения задач, которые требуют первоочередного решения в системе ПК:
1. создание прозрачной схемы, отражающей взаимосвязь результатов повышения квалификации учителей с вложенными в
систему ПК средствами;
2. обеспечение непрерывности повышения квалификации педагогов;
3. составление программ повышения квалификации в соответствии с потребностями системы образования;
4. создание инструментов оценки результатов переподготовки и повышения квалификации педагогов.
Исходя из обозначенных проблем, на группе были предприняты попытки:
1. Определить место и роль аттестации и повышения квалификации в проекте Модернизации региональных систем образования
(МРСО).
2. Определить показатели, которые можно предъявить в качестве социальных эффектов, результатов, получаемых от аттестации
и повышения квалификации учителей.
Участники группы отметили, что появилась необходимость определения результатов ПК не столько в логике «отраслевой
отчетности», сколько в виде понятных, ощутимых для социума эффектов.
«Потребителей интересует результат и качество получаемых образовательных услуг, - считает директор Департамента
общего образования Минобрнауки России, координатор группы Елена Низиенко. - Учитывая новый запрос, важно понимать, какого
результата мы ждем от повышения квалификации учителей. С этой позиции, важен опыт регионов, в которых существуют положительные
практики».
Сегодня, в среднем по регионам России, только 2% от общего объема субсидий направляется на аттестацию и повышение квалификации
педагогов. «Необходимо чтобы деньги были потрачены с максимальной эффективностью в плане учета реальных потребностей
учащихся в новых условиях», - считают участники секции.
Среди показателей качества системы ПК, участниками были названы: повышение IT-грамотности учителя; уменьшение количества
учащихся, прибегающих к помощи репетиторов и улучшение их результатов по ЕГЭ; увеличение конкурса на поступление в педагогические
вузы; увеличение доли личного вклада учителя в самообразование и повышение своей квалификации; увеличение объема бюджетных
средств, идущих на ПК педагогов.
Для достижения поставленных целей, по мнению участников группы, необходимо:
1. изменить формирование заказа к системе ПК;
2. разделить программы ПК по типам (стандартные курсы ПК и профильная переподготовка кадров);
3. создать пространство и возможности для конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере ПК.
Алена Шадрина
|