Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Натальи Шадриной 

Лекция  Н.М. Шадриной, эксперт ИПОП «Эврика». «Итоги реализации Муниципальных комплексных проектов модернизации образования в 2011 году Липецкой области в разрезе направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 



17 декабря 2011 года в Липецке, в рамках экспертно-аналитического семинара «Итоги реализации Муниципальных комплексных проектов модернизации образования (МКПМО) в 2011 году Липецкой области в разрезе направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выступила эксперт ИПОП «Эврика» Наталья Шадрина. В ее сообщении был дан анализ результатов по динамике всех отслеживаемых показателей в разрезе муниципалитетов; анализ эффектов реализации направлений МКПМО; анализ рисков, обозначившихся при реализации МКПМО, и описание способов их снятия.

Оценка заявок муниципальных образований Липецкой области по реализации комплексного проекта модернизации образования проводилась по шести направлениям. Каждому показателю был присвоен «вес» в зависимости от степени важности показателя и реальной возможности реализации показателя в действующих начальных условиях реализации проекта. Анализ проведен среди 18 муниципальных образований Липецкой области и составлен рейтинг по интегрированному показателю реализации КПМО. Первые три места занимают Хлевенский, Грязинский и Задонский районы. Однако, Наталья Шадрина заметила, что вероятность ошибки определения места в рейтинге может быть связана с неадекватным заполнением специалистами значений по некоторым показателям.

В определении результатов по первому направлению «Переход на новые образовательные стандарты» максимальное значение охвата школьников, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, составляет только 14% (Лев-Толстовский и Долгоруковский районы) против 20% при взятых обязательствах. Невыполнение данного показателя, по мнению эксперта, связано с несоответствием имеющихся материально-технических условий для реализации ФГОС. Решением проблемы может стать увеличение норматива затрат на учебные расходы, интеграция ресурсов. Показатель «Доля учителей начальной школы, прошедших повышение квалификации, обеспечивающие их профессиональную компетентность в организации образовательного процесса и обеспечении достижения 100% учащимися результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования» выполнен 8 муниципальными образованиями. В остальных районах данный показатель только приближен к установленному в регионе. Работа по повышению квалификации в области в целом поставлена удовлетворительно, но качество проделанной работы, считает эксперт, возможно оценить только в долгосрочной программе.

Второе направление «Развитие системы поддержки талантливых детей», как отметила Наталья Шадрина, предполагает наличие нормативно-правовой базы, позволяющей формировать специальные условия для обучения талантливых детей. Высокие показатели в отдельных районах (Грязинский, Измалковский) по названному направлению вызывает сомнения, т.к. не проработана на федеральном уровне соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая работу с талантливыми детьми, а также недостаточно материально-технической базы, соответствующей образовательным запросам одаренных детей.

Показатели по третьему направлению «Совершенствование педагогического корпуса» позволяют сделать выводы о принятии мер по повышению квалификации педагогических работников, повышении статуса учителя и привлечения в эту сферу деятельности наиболее квалифицированных кадров, владеющих информационно-коммуникационными технологиями. Прогноз повышения качества образовательных услуг, несмотря на выполнение показателей по повышению квалификации и повышенное обязательство по росту заработной платы учителей, на среднесрочный период все-таки оптимистичным назвать нельзя, считает докладчик. Это обусловлено низкими значениями выполнения показателей по работе учителей в информационных средах. С одной стороны, на это влияет отсутствие в районах по состоянию на сегодня программного обеспечения для ведения журналов и дневников в электронном виде. С другой стороны, вызывает опасения отсутствие соответствующей квалификации и опыта работы учителей в информационных средах.

Одним из ключевых факторов, влияющих на выполнение требований к реализации федерального государственного образовательного стандарта, является создание соответствующей образовательной инфраструктуры (направление 4). Сеть образовательных учреждений в муниципальных образованиях Липецкой области характеризуется типичными проблемами образования – устареванием материально-технической базы, необходимостью реконструкции имеющихся зданий образовательных учреждений и строительства новых зданий, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям. Большинство образовательных учреждений не соответствуют параметрам работы с информационными сетями.

По пятому направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» определено 6 показателей, четыре из которых имеют непосредственное отношение к направлению по обеспечению инфраструктурой образовательного процесса, два показателя относятся к реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся с учетом требований санитарно-гигиенических правил и возможностей самого обучающегося. Следует отметить, что первые два показателя заданы регионом в невысоких значения, что вероятно связано с недостаточностью практики использования новых образовательных технологий обучения не только в области , но и в стране в целом. Вместе с тем, уточняет эксперт, что показывая высокое исполнение показателей по повышению квалификации учителей по введению федеральных государственных образовательных стандартов, следует активнее внедрять практики по составлению индивидуальных учебных планов, нелинейного расписания.

Стратегическая цель шестого направления «Развитие самостоятельности образовательных учреждений» решается через внедрение новых финансово-экономических механизмов, на основе которых построена система из 12 показателей. В настоящее время в большинстве регионов, в том числе и в Липецкой области, отмечает Наталья Шадрина, при установленных нормативах финансирования затрат применяются корректирующие коэффициенты. Показатель «Дифференциация удельных расходов на одного школьника в общеобразовательных учреждениях муниципалитета» как раз выявляет проблему разной стоимости образовательной услуги на территории одного муниципального образования. Система оплаты труда, разработанная в соответствии с Модельной методикой Министерства образования и науки РФ, введена в  11 муниципальных образованиях из 18. Автономных общеобразовательных учреждений в муниципальных образованиях Липецкой области нет, отмечает эксперт, что вероятно связано с определёнными опасениями в расширении самостоятельности, неготовности не только самих образовательных учреждений, но и муниципалитетов. В некоторых муниципальных образованиях области (Грязинский, Данковский, Чаплыгинский, Терунский, Липецкий районы) существуют автономные дошкольные образовательные учреждения. В целом по области другие показатели в реализации названного направления приближены к региональному значению 75 %, или даже превышают его, что следуют отметить как положительную тенденцию.

Инна Аксенова,

завкафедрой естественно-математического образования ЛИРО,

к.п.н. доцент, аналитическая группа, Липецк.

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100