Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар «Показатели эффективности реализации КПМО и разработка методики сбора данных», г. Иркутск> Н.Ю. Сандакова, «Инвестиции в образовании как показатель качества и качественных изменений»
Презентация Натальи Сандаковой 

Н.Ю. Сандакова, «Инвестиции в образовании как показатель качества и качественных изменений в образовании»




16 декабря 2011 года в Иркутске в рамках экспертно-аналитического семинара «Показатели эффективности реализации КПМО Иркутской области и разработка методики сбора данных» с сообщением «Инвестиции в образовании как показатель качества и качественных изменений в образовании» выступила Наталья Сандакова, эксперт ИПОП «Эврика»

Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
1.    Финансово-хозяйственная самостоятельность  учреждения.  Кто формирует перечень платных услуг и устанавливает цены на реализуемые платные услуги (приказ № 423 от 30.08.10)?
2.    Требования к качеству платной услуги.  Кто устанавливает:  бюджетное (автономное) учреждение или учредитель? Потребитель или инвестор?
3.    Размер оплаты труда персонала, оказывающего платную услугу. Кто устанавливает размер:  учредитель, руководитель учреждения или инвестор?
Основной фактор, учитывающий  эффективность инвестиций в образовательный сектор на макроэкономическом уровне  - это приращение валового национального продукта.
Основной фактор, учитывающий  эффективность инвестиций в образовательный сектор на уровне индивида – возможность получения большего дохода в  виде заработной платы.
Далее представлена схема инвестиций в образование.
 
Можно выделить следующие формы осуществления государственных инвестиций:
•    норматив подушевого финансирования:
•    движимое и недвижимое имущество;
•    земля;
•    право пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права;
•     программа поддержки и развития одаренных и талантливых детей;
•     другие программы, контракты и пр.
К частным инвестициям могут быть отнесены денежные средства, а также имущество, услуги и информация, имеющие денежную оценку, вкладываемые юридическими или физическими лицами.
   По оценкам западных специалистов было выявлено, что если инвестировать в систему начального образования,  то отдача составит от 50 до 100%, если в общее образование - до 30%, если в высшее образование – 15%.
 Далее Наталья Сандакова отметила, что существуют следующие механизмы привлечения негосударственных инвестиций:
1.    Эндаумент – фонды (целевой капитал).
2.    Строительство зданий (сооружений) для нужд ОУ на основе инвестиционного договора.
3.    Привлечение негосударственных инвестиций на основе реализации заказа на образовательную программу (в т.ч. облигации, сертификат участия).
4.     Ценные бумаги.
5.    Инвестиционный  договор на реализацию программы энергосбережения.
Можно выделить и необходимые организационно- экономические условия для реализации механизма эндаумент-фонда:
•    Наличие большого количества выпускников.
•    Конкурентоспособность ОУ
•    Высокий уровень информационной открытости
•    Высокая доля добровольных пожертвований во внебюджетных доходах ОУ.
•    Активное сотрудничество с частными компаниями по различным направлениям деятельности
•    Наличие дополнительных образовательных программ
•    Наличие инновационных образовательных программ и технологий
•    Реализация активной маркетинговой политики по продвижению образовательных и иных услуг учреждения на рынке, а также привлечение спонсоров, выпускников и родителей учащихся.
Определены следующие условия для реализации механизма:
•    Наличие зданий (помещений), находящихся в состоянии, непригодном для эксплуатации или наличие неиспользуемых земельных участков, не занятых зданиями (сооружениями) для образовательных целей.
•    Благоприятное территориальное (экономико-географическое)  расположение неиспользуемых зданий (сооружений) / земельных участков, закрепленных  за ОУ (близость к крупным предприятиям, центру города/района, торговым центрам и т.п.).
•    Недостаточный уровень обеспеченности учреждения учебными и иными площадями, необходимыми для реализации образовательного процесса.
•    Наличие федеральных нормативных правовых актов/ нормативных актов субъектов РФ и МО, регулирующих порядок осуществления негосударственных инвестиций в объекты недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности / собственности субъекта РФ/ муниципального образования.
•    Активное сотрудничество с частными компаниями по различным направлениям.
•    Высокий уровень информационной открытости ОУ.
•    Наличие эффективной системы управления в ОУ.
Далее Наталья Сандакова рассмотрела вопрос об облигациях в аспекте «Облигации – как инструмент организации взаимоотношений автономного учреждения с преподавателями, которые являются авторами оригинальных образовательных программ».
   Она отметила, что  автор оригинальной образовательной программы, реализуемой при предоставлении платных образовательных услуг, помимо заработной платы получает от автономного учреждения именную облигацию, гарантирующую его право на получение от учреждения ее стоимости, а также дохода по облигации.
Доход ОУ от реализации авторской образовательной программы:
           ОС Д – ЗООП – ДПОО = ДОП,
 ОС Д — общая сумма дохода, полученная образовательной организацией от реализации авторской образовательной программы в соответствующем периоде, предполагающем получение дохода (месяц, квартал, год);
ЗООП — затраты организации на реализацию соответствующей авторской образовательной программы;
ДПОО — доля прибыли образовательной организации от реализации авторской образовательной программы;
ДОП — доходность облигации в соответствующем периоде, предполагающем получение дохода (процент от дохода организации).
На сегодняшний день существует проблема повышения инвестиционной привлекательности средней школы. При этом особо было отмечено:
•    инвестор должен наглядно видеть,  какой результат он получит от своих вложений;
•    инвестор будет вкладывать только в качественное образование;
•    потребитель не может самостоятельно оценить качество образования: качество оказанной услуги распознается потребителем уже после ее получения последним.
И в завершении Наталья Сандакова привела индикаторы качественных изменений в системе образования:
•    возможность оказания любых платных дополнительных услуг без согласования с учредителем;
•    возможность самостоятельно формировать цену платной дополнительной услуги (без согласования с учредителем);
•    возникновение инвестиционных отношений в системе образования.

Татьяна  Гавриленко, аналитическая группа г. Иркутск
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100