Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Общественное обсуждение КПМО Иркутской области и формирование дорожной карты его реализации > В.К. Бацын, «Основная образовательная программа ОУ как дорожная карта реализации требований ФГОС»
Презентация Владимира Бацына 

В.К. Бацын, «Основная образовательная программа ОУ как дорожная карта реализации требований ФГОС»

 



15 декабря 2011 года в Иркутске в рамках общественного обсуждения КПМО Иркутской области и формирования дорожной карты его реализации в 2011-2013 годах выступил Владимир Бацын с сообщением «Основная образовательная программа как дорожная карта реализации требований ФГОС»
Что нужно государству от общего среднего образования? Этот вопрос стал ключевым в лекции Владимира Бацына.
«Во-первых, чтобы все выпускники владели родным языком, во-вторых – чтобы были включены в единое образовательное пространство, в-третьих, - любили государство. Детей воспитываем для государства или для самих себя? Кто заказчик? Государство, нация или родители?Если задача – дать солдат Родине – это одно, если воспитать самодостаточную личность – совершенно другое»- начал свой доклад эксперт.
Лектором были рассмотрены методологические подходы к проектированию ООП НОО ОУ и дорожной карты ее реализации.
А именно, кто определяет цели  ООП и оценивает  качество достигнутых результатов и эффектов?
•    ФГОС (нация, государство, федеральный и региональный уровни);
•    учредитель (муниципальный уровень);
•    социум (местное сообщество);
•    ОУ (учителя);
•    родители;
•    младшие школьники (эта категория достаточно специфична).
«Как договориться с обществом по поводу того результата, который удовлетворит это общество? Мы имеем дело только с частью общества. В какой степени эта часть общества референтна?»- по мнению Владимира Бацына это открытый вопрос.
Если стандарт - способ развития каждого ребенка, то необходимо знать,  что надо заложить в ООП. При этом  должен быть  заложен не общий минимум, а индивидуальный максимум.
Лектор выделяет следующие проектанты ООП НОО ОУ:
•    ФГОС;
•    учредитель (муниципальный заказ);
•    социум (управляющий совет ОУ);
•    ОУ (учителя);
•    родители;
•    младшие школьники.
Далее им было предложено рассмотреть «Смысловую рамку» ООП.
1.    Что можно образовать образованием? Образование может быть рассмотрено как проект в  контексте «стихийной ОП среды».
2.    Век живи – век учись (lifelong education) (расширение человеческого «я» при помощи образования). К данному разделу, по мнению докладчика, можно отнести:
-    преемственность места и роли младшего школьного возраста между детством и отрочеством;
-    образование как обретение человеком самого себя (становление субъекта образовательной деятельности);
-    НОО и социум (масштабирование актуального мира ребенка,  социализация и социальная адаптация в локальном и Большом обществе);
-    НОО и культура (введение в локальный и мировой культурно-исторический контекст);
-    сквозные цели образования (принципиальная незавершенность, открытость ООП НОО).
Если рассмотреть индивидуализацию ООП как системообразующий принцип, то образование в широком смысле слова можно характеризовать следующими факторами:
•    способность ориентироваться в мире;
•    просвещение (способность критически (рефлексивно) воспринимать культурные тексты);
•    историческое сознание;
•    способность к точному самовыражению;
•    самопознание;
•    самоопределение;
•    моральная восприимчивость;
•    поэзия (счастливое переживание);
•    образование и темперамент.
Подробно лектор остановился и на понятии «культур». «Их всего 11. Это практически то же самое, что написано в стандарте, но только другими словами (это развито в каждом человеке, но по-разному)»- говорит Владимир Бацын, выделяя следующие направления:

  •     культура мысли и языка (родного и иных) как способа оформления и выражения своей позиции;
  •     культура общения и коммуникации (в т.ч. отношение  к асоциальным и криминальным реалиям);
  •     культура труда (в т.ч. умственного) (организация рабочего места, управление своим временем, представление о качестве и эффективности  производимого продукта – в.ч. учебно-интеллектуального, и т.д.);
  •     культура освоения мира искусства (как особого языка выражения чувств и мыслей; степень освоенности пространства искусства; декламация, презентация собственного культурного пространства и пр.);
  •     культура тела (физическая культура, танец, drama – в европейском смысле слова);
  •     культура  синтетических детских деятельностей (хобби, театр, газета, подготовка и проведение экскурсий, написание сценария и создание видеофильма – например,  учебно-познавательного;  изобретательство, конструирование и дизайн – в т.ч. собственного жилища;  культурно-экологическая, природно-защитная деятельность и пр.);
  •     культура успешности в публичной соревновательности (олимпиады, выставки, конкурсы);
  •     культура  социальной практики (волонтерство,  участие в социально-политических акциях, смена социальных ролей и т.д.; социальное проектирование, социальные исследования);
  •     культура публичного поведения в различных (типовых и экстремальных) ситуациях.
  • Синтетическая культура обретения и развития своего «Я»:
  •     социально-культурные пробы в максимально разнообразных видах деятельности;  
  •     развитие критического мышления;
  •     проблематизация своего отношения религии(ям), этическим нормам, разнообразным этническим и иным культурным и контркультурным системам, осознание полноты  и направленности культурной экспансии своей личности и т.д.;
  •   осознание собственных пределов;                                   
  •   представление о собственном культурном  пространстве и забота о его обустройстве;
  •   «частные культуры»: культура чтения; культура устной и письменной речи; культура одежды;  
  •   культура стилистики предъявления самого себя в различных обстоятельствах (в т.ч. в публичном выступлении).

Далее лектор перешел к следующей части своего доклада: «Не всеобщий минимум, а индивидуальный максимум».
«ООП ОУ призвана описать детско-взрослые деятельности в проектируемых средах  и пространствах и их ожидаемые результаты и эффекты»- утверждает эксперт.
Примерной ООП НОО (ФГОС), по его мнению, заданы:
•    программа духовно-нравственного развития  и воспитания (стр.8-32);
•    планируемые результаты освоения ООП  (33-80);
•    базисный учебный план (81-92);
•    программа формирования универсальных учебных действий (93-116);
•    программы отдельных учебных предметов, курсов (117-156);
•    программа формирования культуры здорового  и безопасного образа жизни  (157-163);
•    программа коррекционной работы (164-172);
•    система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП (173-189).
При подготовке ООП можно выделить две проективные стратегии:
1. Принять Примерную ООП НОО (ФГОС) за основу  и наполнить ее реалиями конкретного ОУ;
2. Принять ООП в целом и переструктурировать (трансформировать) ее под собственную миссию, задачи и цели:

  •     провести  социально-экономический и социально-культурный анализ социума  и его образовательных ресурсов;
  •     осознать вызовы, ограничения, дефициты и т.п. с точки зрения  жизненных интересов и перспектив учащихся;
  •     определить общестратегические и тактические линии их преодоления в период до 14/15 и 17/18-летнего возраста;
  •     соотнести эти цели с целями учащихся и их семей и (в идеале) прогнозами о среднесрочной эволюции местного сообщества, чтобы позиционировать ООП как программу (гражданский договор) по развитию человеческого капитала в интересах и при поддержке всего социума.
    Рассмотрели шаги необходимо совершить при подготовке ООП:
    Первый шаг – социокультурная аналитика совокупной семейной среды:
  •     увлечения и интересы;
  •     особенности характеров;
  •     отношение к природе, самим себе, социуму;
  •     круг друзей по интересам и занятиям;
  •     способы проведения досуга и пр.

Как результат – их типологизация и кластеризация по культурно-образовательным основаниям и предварительное соотнесение  с примерной ООП.                    
Второй шаг – формирование неформального референтного (экспертного) родительского сообщества и тщательное обсуждение с ним «пространства социализации и аккультурации» детей, а также наличного и желательного для этих целей ресурса. Параллельно необходим  третий шаг: начало строительства интегрированного  детско-родительско-учительского  сообщества, объединенного общими целями и интересами (школьного братства «лицейского типа»); структуризация этого сообщества по задачам и направлениям  
Четвертый шаг – «переложение» общих целей и задач, предлагаемых Примерной ООП, в конкретные деятельности, приуроченные к тому  или иному социально-культурному (образовательному) кластеру; определение «рабочих групп», ведущих данное направление ООП учреждения (учителя, родители, старшеклассники, «внешние взрослые»).
В завершении своего выступления Владимир Бацын предложил к вниманию один из вариантов структуры ООП НОО ОУ:
•    Миссия ОУ (в контексте вызовов среды).
 Социокультурный прогресс младших школьников:
-    сохранение и укрепление здоровья;
-    освоение русского и родного языка (устного и письменного);
-    общественно-полезная деятельность в ОУ и социуме (акции);
-    освоение и популяризация родного и мирового культурно-исторического наследия и достояния;
-    укрепление  дружбы (совместные праздники, дни рождения), развитие солидарности и взаимопомощи;
-    культуро- и природоохранная деятельность (акции);
-    индивидуальные достижения в конкретных направлениях деятельности (в т.ч. в личных увлечениях);
-    коллективная социокультурная деятельность (театр, оркестр, команда, сайт, газета, музей, конкурсы и др.).
Итак, подводя итого всего вышесказанного, можно отметить:
•    образовательная программа ОУ  - это  живое зеркало, отражающее осознанные усилия местной образовательного сообщества по развитию человеческого капитала граждан в самый критический период – период детства, отрочества и юности.  
•    проектанты и участники реализации ОП могут с полным правом позиционировать себя в качестве культурно-образовательной элиты нашего общества.

Татьяна Гавриленко, аналитическая группа г. Иркутск





 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100