Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Модельные стажировки по направлениям НОИ Наша новая школа в Республике Бурятия> Модельная стажировка "Развитие системы поддержки талантливых детей", ведущий Петр Бондарев
Презентация к Мастерской Петра Бондарева 

Модельная стажировка "Развитие системы поддержки талантливых детей", ведущий Петр Бондарев




12 декабря 2011 года на базе МАОУ Гимназия №14 проходит модельная стажировка по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей». Ведущий стажировки — Петр Бондарев. Задача участников стажировки— проектирование программы, направленной на развитие одаренных детей. Работа будет проведена в три этапа: мастерская (погружение в проблематику), предъявление материалов стажеров (предсталение уже имеющегося опыта), выработка предложений.
Результатом работы должна стать модель программы развития одаренности.

  • Мастерская

Ключевой тезис: одаренность развивается в определенной образовательной среде. В образовательных учреждениях разного типа создаются неодинаковые условия для развития, соответственно развиваются различные качества.
Классическое определение одаренности — это системное, развивающиеся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Но по каким признакам может быть оценено проявление одаренности? Например, по ярко выраженной склонности к поиску нового, стремлению к разрешению проблемных задач, нахождению нестандартных решений. Для педагога одаренность ребенка проявляется в ярких достижениях в одном или нескольких видах деятельности. Мы судим об одаренности детей по продуктам их деятельности.

Вместе с тем, педагогическая среда, которую мы создаем, не совсем благосклонна к одаренным детям. Ключевое противоречие заключается в том, что для развития одаренных детей необходимы специальные условия, а современная педагогическая практика ориентирована на продвижение репродуктивной модели образования, когда дети просто воспроизводят знания, умения и навыки в готовом виде.

Какая же образовательная среда будет способствовать одаренности подростков? В педагогическом сознании прочно укоренилась мысль, что ребенка нужно учить, воспитывать и ограждать от негативного воздействия улицы. Яркий пример подобного мышления — школа полного дня. Очевидно, что в такой образовательной среде одаренность  не разовьется.
Перед стажировочными площадками стоит масштабная задача организации инновационной образовательной среды, способствующей развитию одаренности.  Эта задача требует комплексного решения не только и не столько силами педагогического сообщества. В процесс должно быть вовлечено все социокультурное окружение. Развитию одаренности должны способствовать и спектакли в детских театрах, и музейные экспозиции и даже архитектура зданий. Мы должны рассматривать окружающую реальность не как данность, а как предмет преобразования. Все виды деятельности, взаимодействия и предметы должны выступать как своего рода стимулы для развития.

Такой подход, в свою очередь, меняет и систему требований к педагогу. Важно отойти от принципа всеобщности, когда у каждого ребенка в тетради абсолютно похожие записи (даже если это задачи разного уровня сложности, но являющиеся заданием для всех). Если образовательная среда  такова, что каждый ребенок имеет возможность предъявить свой собственный, отличный от результатов других детей, продукт, будь то решение задачи (самостоятельно выбранной им) или даже собственноручно написанный учебник, интересный именно для этого ребенка.

Модель специально ориентированной на развитие одаренности детей образовательной среды предполагает высокую степень неопределенности, означающую  многовариативность в том числе и в учебных программах, низкую степень регламентации деятельности и поведения, предметно — информационную насыщенность, наличие образцов креативного поведения, диалогичность педагогического процесса. Идеальный вариант — среда , где предоставлены все возможности для самореализации ребенка, его саморазвития, где педагог выступает в роли направляющего, задающего вектор развития.
Цель образовательного процесса не в том, чтобы дать детям знания (то есть важны не только предметные цели), а в том, чтобы показать им способ их получения, мотивировать ребенка к самообразованию, научить ставить собственные цели  и уметь дифференцировать их.

Таким образом, задача стажировочной площадки не только создать образовательную среду, в которой возможно развитие одаренности ребенка, но прежде всего показать, каким образом это было достигнуто, доказать эффективность своего решения. Предметом стажировки тем самым, становится образовательная технология. В свою очередь, задача участника стажировки  - оценить представленный продукт, анализировать его плюсы и минусы. Результатом стажировки должен стать  некий совместный продукт, который можно вынести на защиту, использовать на базе другого образовательного учреждения.
 

Наталья Цырендашиева

  • Стажерские пробы

ТЗ для участников модельной стажировки – проектирование программы поддержки и развития одаренных и талантливых детей в общеобразовательной школе.

В ходе выполнения ТЗ был определен ряд следующих ключевых моментов работы площадки. При проектировании программ стажировочных площадок важно четко представлять цель и проблематику стажировки. Затем надо набрать инициативную группу,  команду единомышленников, которая будет двигать данный проект. При этом большинство учителей сегодня уже не видят потенциала урочной формы для работы с одаренными детьми и ищут другие формы.

С другой стороны потенциал урока еще не до конца исчерпан. По сути дела, в этом плане можно говорить о разработке (в рамках ОУ) трех направлений проектирования:

  • как средствами традиционного урока создать среду, продуцирующую творческую активность?;
  • как развивать академическую одаренность у учащихся с высокой степенью одаренности?;
  • как развивать разные стороны одаренности у разноодаренных детей в условиях индивидуализации учебной деятельности, в условиях разработки индивидуальной программы развития и обучения ребенка?

Причем при проектировании программ стажировочных площадок теоретическую часть этих программ следует отдать специалистам: университету, институту развития образования, институту повышения квалификация, а вот проведение непосредственно стажировки – прерогатива школы. Только в этом случае стажировочные площадки будут работать на должном уровне.

Вторым этапом проектирования является определение предмета и объекта этого проектирования. Третьим – выдвижение гипотезы, цели и задач проекта. Четвертым – определение методов и методик сбора необходимой для исследования и решения проблемы информация. Пятым – планирование действий, распределение обязанностей и полномочий. Шестым – проведение комплекса мероприятий по реализации проекта. Заключительный этап – оформление результатов проекта.



Дандар Доржиев,

аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100