Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Управленческие модели реализации проекта по повышению заработных плат учителей> Н.Ю. Сандакова "Инвестиции в общем образовании как один из источников роста зарплаты учителя
Презентация Натальи Сандаковой 

Н.Ю. Сандакова. "Инвестиции в общем образовании как один из источников роста зарплаты учителя"

 



13 декабря 2011 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Методическое и консультационное обеспечение управленческих моделей реализации проекта по повышению заработных плат учителей» с сообщением «Инвестиции в общем образовании как один из источников роста зарплаты учителя» выступила Наталья Сандакова, эксперт ИПОП «Эврика».

Наталья Сандакова начала свое выступление с определения такого понятия, как «инвестиции в сферу образования». Традиционно оно подразумевает приращение человеческого капитала. В этом смысле к категории инвестиций относится достаточно широкий круг действий, обеспечивающих приток ресурсов в сферу образования, бюджетного финансирования, оплаты обучения, расходов на проживание во время обучения, грантов, стипендий, субсидирования процентной ставки по образовательным кредитам, внебюджетных вложений в ремонт помещений в школе и спонсорства, и т.д.

Таким образом, к инвестициям в образование можно отнести любые действия государственных и муниципальных органов, организаций и граждан по повышению эффективности конкретной образовательной деятельности и системы образования в целом. Наталья Юрьевна отметила, что «инвестирование образования очень специфично, поскольку вложения в эту сферу можно назвать сверх долгосрочными и обладающими неопределенной степенью риска. Это связано с тем, что период финансирования и период отдачи сильно разведены во времени, а гарантировать ожидаемый эффект достаточно проблематично.

Тем не менее, расчеты показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. В качестве примера Наталья Сандакова рассмотрела оценку норм отдачи начального образования США. По ее словам, она достигает 50-100%, среднего – 10-15%, высшего – 10-15%. Значительную часть этих выгод в стране получают физические лица. При этом, чем выше в стране дифференциация доходов в зависимости от уровня образования, тем выше выгоды физического лица и его заинтересованность в частных инвестициях в образование.

Также в США расходы на образование в долях ВВП составляет 5,5%, в то время как Россия в 2009 году находилась на 109 месте из 186 стран мира, расходы на образование в долях ВВП на тот момент составили 3,8%-4%.

Экспертом было предложено несколько вариантов возможных инвесторов –государство, родители, представители сферы бизнеса. Понятно, что для того, чтобы получить инвестиции необходимо показать, что есть отдача, есть выгода как для государства и родителя, так и для представителя частного бизнеса.

Наталья Юрьевна отметила, что «американские ученые пришли к выводу, что отдача от инвестиций от начального образования достигает до 100%, – отдача же затрат от инвестиций в профильные классы составляет 15%».

На сегодняшний момент в нашей стране инвестиции со стороны предпринимателей не являются значимым источником финансирования образования. Прямые вложения иностранного капитала в сферу  российского образования фактически отсутствует. Наиболее перспективным направлением инвестиций считается  рынок дополнительного профессионального образования, на котором в наименьшей степени развиты бесплатные образовательные услуги.

Наталья Сандакова предложила следующие механизмы привлечения негосударственных инвестиций:
− эндаумент-фонды (целевой капитал);
− строительство зданий (сооружений) для нужд ОУ на основе инвестиционного договора;
− привлечение негосударственных инвестиций на основе реализации заказа на образовательную программу (в т.ч. облигации, сертификат участия);
− ценные бумаги;
− инвестиционный  договор на реализацию программы энергосбережения.

К сожалению, следуя логике Натальи Юрьевны, эндаумент-фонды (как способ долгосрочного привлечения и использования средств на определенные цели, как правило общественно значимые) на сегодня не популярна, как в республике Бурятия и в России в целом.

Далее Наталья Сандакова подробно описала примерный механизм работы целевого капитала, особо подчеркнув то, что жертвователями инвестиций  могут выступить в первую очередь выпускники школ. «Проблема в том, что многие школы теряют связь со своими выпускниками или не создают таких условий, чтобы дети хотели вернуться и помочь школе»

Основными условиями для реализации механизма инвестиций, были обозначены высокое качество подготовки учащихся, высокий уровень информационной открытости образовательного учреждения, инновационность ОУ, наличие образовательных программ и т.д. Также необходимо создать безопасные условия для самого инвестора, заранее предусмотреть все возможные риски. Например, может возникнуть ситуация, когда контролирующие органы запретят проводить в помещении школы различные мероприятия для взрослых. Снять этот риск возможно, например, через  сертификат участия в предоставлении платных образовательных услуг, поскольку он гарантирует получение инвестором доли прибыли от предоставления платных образовательных услуг, удостоверяет право владельца на получение части прибыли эмитента, не предполагают  права на участие в собрании, права голоса и не имеют номинальной стоимости.

Еще одним способом являются облигации. Они служат как инструмент организации взаимоотношений автономного учреждения с преподавателями, которые являются авторами оригинальных образовательных программ. Автор оригинальной образовательной программы, реализуемой при предоставлении платных образовательных услуг, помимо заработной платы получает от автономного учреждения именную облигацию, гарантирующую его право на получение от учреждения ее стоимости, а также дохода по облигации.

Таким образом, основными вопросами, рассмотренными в докладе, стали степень финансово-хозяйственной самостоятельности  учреждения, требования к качеству платной услуги, размер оплаты труда персонала, оказывающего платную услугу.

Особо было отмечено, что инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом.

Алена Шадрина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100