Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Подведение итогов групп




12 декабря 2011 г. в рамках семинара «Методическое и консультационное обеспечение управленческих моделей реализации проекта по повышению заработных плат учителей» на базе Бурятского республиканского педагогического колледжа прошло пленарное заседание по итогам работы групп 11 декабря 2011 г.

Итоги работы первой группы «Механизмы повышения зарплаты учителей» представила Галина Ардаева, директор Новоильинского агротехнического лицея, с. Новоильинск. Были обозначены следующие позиции, которые поддерживали большинство участников:
− необходимо укрупнение школ, т.к. для малокомплектных школ средств, получаемых по подушевому нормативу недостаточно, и директора вынуждены сокращать количество педагогов, что негативно сказывается на педагогическом процессе;
− необходимо финансировать образовательные учреждения в зависимости от его статуса (т.е. ввести различные нормативы для лицеев и обычных школ);
− необходимо рассмотреть возможность введения поправочных  коэффициентов в норматив подушевого финансирования для пригородных и отдаленных школ.

Роман Селюков отметил, что оптимизация сети ОУ через укрупнение школ возможна не везде, но в некоторых случаях этот механизм может быть достаточно эффективен. По отношению финансирования в зависимости от статуса ОУ, Роман Викторович отметил, что необходимы четкие механизмы, которые позволяют подтвердить этот высокий уровень. Впрочем, существует и иной способ – распределение бюджетных средств лучшим образовательным учреждениям, достигающих высоких образовательных результатов из Фонда развития качества образования вне зависимости от статуса.

Галина Ардаева также отметила, что в НСОТ недостаточно четко отражены критерии результативности работы педагога. Также было отмечено, что нормативы в школе 1:15 (для учителей) и 1:28 (для вспомогательного персонала) не соответствует реальности. Эти нормативы входят в конфликт с требованиями надзорных органов. Еще одной важной проблемой является то, что начальная школа имеет достаточное количество учащихся, а в старшей школе 7-8 учащихся в классе, соответственно заработная плата учителей начальной школы выше, чем учителей старшей ступени. Необходим поправочный коэффициент для заработной платы учителей старшей школы. Помимо этого, необходима корректировка финансирования при смене контингента в течение учебного года.

Роман Селюков  отметил, что в Калининградской области ежемесячно корректируют финансирование школ, но здесь есть как плюсы, так и минусы – необходимо быть готовым к увеличению или уменьшению финансирования ежемесячно. Вопрос о нормативах, эксперт отнес к вопросу по укрупнению школ, отметив, что «…в России сейчас соотношение ученик-учитель примерно 1:7».

Отдельно участники группы остановились на вопросе о качестве персонала образовательного учреждения, которое, по их мнению, должно быть отражено в ФОТ. Роман Викторович предложил следующий ход – отменить квалификационные категории, оставив лишь аттестацию педагогов на соответствие занимаемой должности, а высвободившиеся деньги распределять через стимулирующую часть ФОТ.

Продолжила выступление от группы Галина Чебышева, директор Селенгинской гимназии, п. Селенгинск, предложив следующие действия, которые необходимо сделать в связи с модернизацией образования основного общего образования:
− изменение норматива финансирования для поселковых школ;
− изменение норматива, в связи с переходом на новый ФГОС;
− изменение методики формирования норматива подушевого финансирования в связи с ведением коэффициента регулирования средней зарплаты по экономике региона;
− создание возможности оказания ОУ непрофильных услуг, закрепление их на уровне региона или района нормативно-правовыми актами.

Роман Селюков предложил разделить услуги на муниципальную и региональную составляющие, отработать механизмы включения в финансирование приобретение непрофильных услуг и рассмотреть вопрос трудоемкости введения ФГОС на группе.

Также по результатам работы группы были сделаны следующие предложения:
− проведение аттестации педагогов в виде теста, и решения нестандартных педагогических ситуаций (в настоящий момент КИМы не соответствуют новым современным представлениям о компетентности педагога); 
− внесение в модельную методику НСОТ следующих коэффициентов: для высшей категории – 0,7, для 1 категории – 0,3;
− экспертами при аттестации педагогов должны выступать подготовленные специалисты;
− в согласовании распределения стимулирующего ФОТ необходимо участие представителей общественности;
− необходимо на уровне ОУ разработать стандарт качества образования, а так же грамотно составить положение о стимулирующей части, положение о повышении квалификации в зависимости от программы развития ОУ;
− необходимо принятие норматива на повышение квалификации педагогов с учетом особенностей ОУ.

Результаты работы группы «Механизмы мониторинга зарплат учителей» на пленуме представила Наталья Цыбикжапова, специалист РУО, Джидинского района. Были обозначены следующие вопросы:
− необходимость рассмотрения показателей с точки зрения трех позиций качества образования – качества условий, процесса и результата и отражение их в соответствующих финансовых механизмах;
− расчет средней заработной платы не по физическому лицу, а по ставке;
− модернизация повышения квалификации (которая должна включать в себя финансово-экономические механизмы выстраивания индивидуальной траектории квалификации педагога);
− взаимосвязь аттестации с образовательным результатом каждого ученика (для повышения мотивации педагога).

Роман Селюков поднял вопрос о плюсах большого количества педагогов с высшей квалификационной категорией: «Беспокоит, что аттестация – вход в «когорту хороших учителей», а все остальные, получается, плохие? Сегодняшний порядок аттестации приводит к тому, что присвоение категории идет по соответствию занимаемой должности, а в чем особенность учителя, имеющего квалификационную категорию? Процедура аттестации должна быть технологизирована так, что в результате ее видно, кто соответствует высшему уровню, а кто остается на уровне соответствия занимаемой должности». Также эксперт подчеркнул, что противоречия процедуры аттестации в том, что не определен предмет проверки.

Галина Ардаева, директор Новоильинского агротехнического лицея, с.Новоильинск, обратила внимание, что качество образования при реализации проекта «Наша новая школа» будет только тогда, когда заработная плата будет повышена на 1 ставку (18 часов), а не на физическое лицо, т.е. необходимо снижать нагрузку учителя. Роман Селюков предложил поднять не заработную плату, а стоимость ученико-часа: «Проблема многих республик в том, что есть малокомплектные и малочисленные школы, ученик-час высокий, а качество образования невысокое, в этом случае необходимо поднимать качество через внедрение различных технологий (сетевое обучение, дистанционное обучение), иметь норматив на дистанционное обучение и цифровые ресурсы». Он так же отметил, что в Республике Бурятии доля неэффективных расходов достаточно велика и  составляет примерно 1 млрд.руб. Если есть возможность распределить эту сумму внутри системы, то это позволит средней заработной платы учителя приблизится к средней заработной плате по экономике региона, считает эксперт.

Для дальнейшей работы группам было предложено отработать содержательные параметры доведения средней заработной платы по ставке учителя к средней по экономике региона, а также выявить положительные эффекты от высокой заработной платы учителей по сравнению с заработной платой производителей услуг.

Аналитическая группа Республики Бурятия
Ольга Галанова, Долгор Бадмаева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100