Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Управленческие модели реализации проекта по повышению заработных плат учителей> Региональная модель обеспечения повышения средней заработной платы учителей
Презентация Алдара Дамдинова 

Региональная модель обеспечения повышения средней заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике региона, А.В. Дамдинов, министр образования и науки Республики Бурятия

 



11 декабря 2011 года в Улан-Удэ в рамках семинара «Методическое и консультационное обеспечение управленческих моделей реализации проекта по повышению заработных плат учителей» с докладом «Модель обеспечения повышения средней заработной платы учителей до уровня средней зарплаты по региону» выступил министр науки и образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов.

В начале своего выступления Алдар Валерьевич отметил, что 2011 год стал знаковым для всей системы российского образования. Была принята Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, охватывающая все ступени образования, от дошкольного до послевузовского, Проект по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей. Кроме этого во всех субъектах РФ в штатном режиме началось внедрение ФГОС начального общего образования.

Алдар Дамдинов подчеркнул, что: «Не случайно, тема реализации проекта по повышению заработной платы станет ключевой в рамках работы нашего семинара. Ведь повышение зарплаты учителей в 2011 году – это лишь начало модернизации, ее поэтапное осуществление планируется завершить к 2013 году. Поэтому мы рассчитываем на предельно откровенный разговор с руководителями образовательных учреждений, с учителями об опыте ее реализации, «подводных камнях», которые естественны для всякого начинания. Мнения учительского сообщества будут учитываться при корректировке механизмов осуществления проекта».

Было отмечено, что в Республике Бурятия введено нормативно-подушевое финансирование, которое стало существенным фактором роста самостоятельности школ в части формирования фонда оплаты труда. В соответствии с модельной методикой Минобрнауки России введена новая система оплаты труда на основе ученико-часа. Данный подход, отметил Алдар Валерьевич, предполагает, что компетентный учитель начал получать зарплату выше, чем тот, который не обеспечивает высоких образовательных достижений у учеников.

С 1 сентября 2011 года вступил в силу закон Республики Бурятия о новых нормативах финансового обеспечения общего образования, в котором утверждены нормативы финансового обеспечения расходов республиканского бюджета на реализацию государственного стандарта общего образования. В норматив финансового обеспечения по предоставлению общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях включаются:
− расходы на оплату труда работников;
− расходы на обеспечение образовательного процесса и  компенсационные выплаты на приобретение книгоиздательской продукции.

При этом было отмечено, что норматив не учитывает расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, которые должны обеспечиваться из бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Также в республике утверждены отдельные нормативы для малокомплектных школ, на индивидуальное обучение на дому, на  обучение в интернатах при муниципальных общеобразовательных учреждениях, для детей дошкольного возраста, для детей-инвалидов, обучающихся в общих классах.

Благодаря вышеперечисленным мероприятиям средняя зарплата учителей республики на сентябрь составила 18 тысяч 276 рублей, т.е. рост заработной платы составил 22,6 % к уровню I квартала 2011 г. (14909 руб.). Следует отметить, что в рамках модернизации общего образования Российской Федерации главным обязательством республики является доведение средней заработной платы учителей в сентябре-декабре текущего года до средней заработной платы по экономике республики за I квартал 2011 года. По словам министра образования, с этой задачей республика справляется.

Проблемным полем в новой системе оплаты труда является тот факт, что сохраняется система почасовой оплаты труда учителей. Во-первых, это предполагает экономическое игнорирование внеурочной деятельности учителя и воспитательной работы. Алдар Дамдинов отметил, что можно сколько угодно с высоких трибун призывать к восстановлению и расширению роли воспитания в школе, но пока экономическая схема такова, что тарифицируются только уроки, а воспитательная работа не учитывается.

Во-вторых, многие родители не хотят, чтобы дети учились в субботу, хотят иметь возможность проводить время с детьми, однако школе экономически выгодно сохранять учебную субботу, поскольку это увеличивает количество учебных часов.

В-третьих, почасовая система оплаты фактически дестимулирует качество работы, потому как учитель, понимая, что ему оплачиваются часы, вместо 18, набирают 23, 25, 30 и более часов. То есть, чтобы получить достойную заработную плату, учитель оказывается перегружен работой, и у него не остается ни сил, ни времени заниматься содержательными вещами.

Алдар Валерьевич определил первоочередные задачи, стоящие перед образованием: «Необходимо разработать прозрачную, автоматизированную систему оценки результатов работы учителя, построенную на детских достижениях, а не на участии учителя в конкурсах или методических разработках. Академические знания, которые были до сих пор главным мерилом успешности школы, не превращаются автоматически в те компетентности, в те средства ребенка, которые позволяют ему быть успешным в жизни. Нужно расширять представления о результатах образования».

Задача повышения зарплаты за качество связана и с формированием педагогического стандарта, должен быть понятен предмет оплаты, относительно которого можно повышать зарплату.

Завершая свое выступление, Алдар Дамдинов отметил, что «Комплекс мер модернизации образования требует встречных усилий учительства, а повышение зарплаты учителя должно происходить в соответствии с эффективностью его работы. Хочется надеяться, что в рамках данного семинара мы сможем совместными усилиями выработать реальные механизмы, повышающие не только зарплату учителя, но и его статус».

Алена Шадрина, Сергей Горохов

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100