Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Модельные стажировки по направлениям НОИ Наша новая школа в Республике Бурятия> Модельная стажировка "Сохранение и укрепление здоровья школьников", ведущая Надежда Муха
Презентация к Мастерской Надежды Мухи 
Презентация к проекту МОУ Кижингинский лицей 
Презентация к проекту МОУ Ехэ - Цакирская СОШ 

Модельная стажировка "Сохранение и укрепление здоровья школьников", Надежда Муха




11 декабря 2011 года на базе МАОУ Гимназия №14 г. Улан - Удэ проходит модельная стажировка по направлению "Сохранение и укрепление здоровья школьников". Ведущая стажировки - Надежда Муха. В программе стажировки: мастерская, стажерские пробы, предъявление материалов стажеров.

  • Мастерская


Обсуждение в рамках мастерской началось с определения элементов практик укрепления и сбережения здоровья  ребенка (суть взаимодействия ребенка и взрослого): разновозрастное обучение, игровые технологии, создание ситуации успеха, разработка и реализация проектов. Особое значение имеет наличие материально — технической базы, соответствующей современным требованиям.

Ключевым является утверждение, что воспитание и здоровье – задача педагогов, медиков и родителей. Как можно использовать проводимое в школе время, для того, чтобы передать детям как можно больше здоровых импульсов?
 

Выделены три фактора, которыми определяется физическое созревание и развитие человека:

  1. Генетическая предрасположенность
  2. Воспитание, образование и окружающая среда
  3. Качество  человеческих ваимоотношений.

Важно учитывать, что  характер протекания процессов развития в детском и подростковом возрасте имеет решающее влияние на тяжесть протекания  процессов деградации   в старости.
Работа участников была построена исходя из необходимости решения проблемы преобладания «вдохов» и «выдохов» («Вдохи» – это то, что человек получает из окружающей среды, восприятие информации;  «Выдохи» – эффекты деятельности ребенка, направленные в среду (творчество, выброс энергии и пр.)) в плоскости: 

  1. Учитель: взаимодействие с ребенком, педагогические действия.
  2. Учитель: урок, день, неделя, месяц.
  3. Учитель: планирование учебной программы, год.
  4. Администратор: условия, среда, расписание, годовой график.

В ходе обсуждения участники пришли к следующим выводам.
Ребенку должна быть представлена возможность выбора форм, содержания, способов обучения, то есть дана свобода перемещения. В этом ракурсе  актуальна технология сотрудничества, результатом совместной деятельности является формирование ребенком продукта – «выдоха» для устойчивости познавательного интереса и  сохранения здоровья.  

Расписание уроков выстраивается в зависимости от уровня сложности и с включением физической разгрузки между уроками, особенно при двухсменном режиме деятельности школы. Полемику вызвал вопрос: «Как учитель минимизирует  «выдох» - истерику? Например, после уроков физкультуры. В этом случае учитель может построить учебный процесс например, на неделю, с адекватным отбором содержания, форм и средств обучения  для чередования «вдохов» и «выдохов».

Предложено произвести отбор содержания учебного материала, предусматривающий чередование теоретического и практического материала для организации разных видов деятельности.

Как вариант — создание школы с общими требованиями при организации уроков, но при условии обязательной дифференциации форм организации деятельности: тренинги, динамические переменки, время и место для психологической разгрузки и пр. В такой школе потребуется соответствующая материально – техническая база (плавательный бассейн, уголки разгрузки), открытый доступ к спортивным помещениям и оснащение других помещений для максимального использования спортивного инвентаря, организация питания с учетом здоровьесберегающих моментов. Главная цель — создание условий для организации разных пространств для «выдоха».




Эржени Будаева, Дандар Доржиев,

аналитическая группа Республики Бурятия

  • Стажерские пробы

Участникам модельной стажировки предложено сформулировать и в общем виде представить модель  стажировочной площадки в рамках тематики «Педагогические средства сбережения здоровья». Проблематика площадки базируется на утверждении, что школьное образование должно быть направлено на сбалансированное развитие четырех основных для укрепления здоровья ребенка чувств:

  • тактильное чувство;
  • чувство жизни;
  • чувство движения;
  • чувство равновесия.

По итогам работы участники представили проекты программ стажировок.

«Проект «Школа содействия здоровью». МОУ «Бичурская СОШ №2» Бичурского района Республики Бурятия.

Стажировочная площадка работает по 24-часовой программе, включающей  3 основных блока: 1) внеурочная деятельность; 2) здоровьесбережение в рамках образовательных программ; 3) волонтерское движение. Ключевая идея программы – работа по здоровьесбережению не только в части укрепления физического здоровья.

В качестве ТЗ экспертами рекомендовано более четко проработать концепцию проекта; создать единую матрицу проведения стажировочных проб.

 Проект «Технологии здоровьесбережения в условиях разновозрастного и открытого образовательного пространства». МОУ «Ехэ-Цакирская СОШ» Закаменского района Республики Бурятия.  

Стажировочная площадка работает по 24-часовой программе, включающей  5 основных блоков: 1) социализация детей в образовательном процессе; 2) здоровое питание; 3) ведение карты здоровья; 4) здоровьесберегающая среда; 5) социализация детей во внеурочной деятельности.

ТЗ для разработчиков проекта:  более четко прописать, развернуть идеи «разновозрастного обучения детей» и «школы как открытой среды»; усилить технологически каждое направление стажировки, разработать специальные тренинги, четко сформулировать результаты деятельности стажировочной площадки.

 Проект «Лицейский парк». МОУ «Кижингинский лицей» Кижингинского района Республики Бурятия.
Цель 24-часовой программы стажерской площадки – распространение опыта по здоровьесбережению в условиях разновозрастного обучения с возможностью интеграции различных предметных плоскостей.

ТЗ для разработчиков проекта: в соответствии с целью программы представить проект школьного расписание, формы организации образовательного процесса.

Свои предложения по итогам модельной стажировки высказали коллеги из Забайкальского края. По их мнению одним из важнейших результатов деятельности стажировочных площадок является институциализация новых норм, возникающих в ходе реализации программ стажировок.   



 Дандар Доржиев,

аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100