Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Модельные стажировки по направлениям НОИ Наша новая школа в Республике Бурятия> Модельная стажировка "Переход на новые образовательные стандарты", ведущий Владимир Бацын
Презентация к Мастерской Владимира Бацына 
Презентация МОУ Каменский лицей 
Презентация МОУ Санагинская сош 
Презентация МАОУ Средняя общеобразовательная школа №9 г. Улан-Удэ 
Презентация МОУ Начальная школа - сад №105 "Дельфинчик" 

Модельная стажировка "Переход на новые образовательные стандарты", Владимир Бацын




11 декабря 2011 г. на базе МАОУ Гимназия №14 г. Улан - Удэ модельную стажировку  по направлению "Переход на новые образовательные стандарты" проводит Владимир Бацын. В программе стажировки: мастерская, стажерские пробы, предъявление материалов стажеров экспертам.

  • Мастерская

В рамках мастерской обсуждались вопросы проектирования ООП НОО ОУ,  методологические и технологические подходы  к проектированию ООП НОО ОУ.
Ключевой вопрос: кто является заказчиком проекта, т.е. кто определяет цели ООП НОО ОУ и оценивает качество достигнутых результатов и эффектов. Проектантами  ООП НОО ОУ являются: учредитель (муниципальный заказ), социум (управляющий совет ОУ), образовательное учреждение (учителя), родители, младшие школьники.


Даны некоторые рекомендации по разработке ООП НОО ОУ:
1.Необходимо включать в состав разработчиков всех вышеперечисленных проектантов.
2. Учитывать «образовательную программу улицы» с позиции социализации учащихся, т.е. степень зависимости образовательного учреждения от социума.
В современных условиях образовательная программа должна давать ответ на вызов извне, в  ней должны фиксироваться те среды, события, попав в которые, учащиеся будут обогащены  компетенциями и социальным опытом.
Образовательная программа должна создавать условия для того, чтобы ученики стали саморазвивающимися, самоутверждающимися, самостановящимися личностями.
Важнейший тезис: максимальная индивидуализация образовательной программы как системообразующий принцип.
При разработке технологических подходов   к проектированию ООП НОО ОУ, главная идея заключается не в определении некоего всеобщего минимума, в достижении индивидуального максимума. ООП ОУ призвана описать детско-взрослые деятельности в проектируемых средах  и пространствах и ожидаемые от них результаты и эффекты. Возможны две проективные стратегии:
1. Принять Примерную ООП НОО (ФГОС) за основу и наполнить ее реалиями конкретного ОУ;
2. Принять ее в целом и переструктурировать (трансформировать) образовательную программу под собственную миссию, задачи и цели:
- провести социально-экономический и социально-культурный анализ социума  и его образовательных ресурсов;
-    осознать вызовы, ограничения, дефициты и т.п. с точки зрения  жизненных интересов и перспектив учащихся;
-    определить общестратегические и тактические линии их преодоления в период до 14/15 и 17/18-летнего возраста;
-    соотнести эти цели с целями учащихся и их семей и (в идеале) прогнозами о среднесрочной эволюции местного сообщества, чтобы позиционировать ООП как программу (гражданский договор) по развитию человеческого капитала в интересах и при поддержке всего социума.
Важно понимать: образовательная программа ОУ – это живое зеркало, отражающее осознанные усилия местной образовательного сообщества по развитию человеческого капитала граждан в самый критический период – детства, отрочества и юности.  
Поэтому проектанты и участники реализации ОП могут с полным правом позиционировать себя в качестве культурно-образовательной элиты нашего общества.




Снежана Биликтуева, Оюна Убодоева,

аналитическая группа Республики Бурятия
 

  • Стажерские пробы

Работа в данном направлении началась с определения цели, содержания и формата совместной деятельности: выделить общие основания разработки программы стажировочной площадки (СП) образовательного учреждения.
При совместном обсуждении были определены основные шаги по разработке программы стажировки:

  • оценка идеи стажировки;
  • погружение в среду (технологию);
  • совместное порождение новых образовательных практик;
  • сотрудничество с элементами критического анализа;
  • выявление творческих находок в ходе сотрудничества.

Экспертом был поставлен вопрос: возможно ли создать некую типовую программу или она должна быть различной для всех? В ходе обсуждения участники пришли к выводу, что программы стажировки должны определяться прежде всего спецификой образовательной программой школы.
Задача стажировочной площадки - определить специфику своей школы. Каждая школа определяет те позиции, которые важны именно для нее. В этом случае для каждой школы появляется свой рисунок из разряда социальных, культурных,  индивидуальных  и других параметров.  
Программа СП должна описать  приоритеты данной школы, с пониманием оснований выбора этих преимущественных позиций. Описание приоритетности направлений СП выступает как объективный  фактор. Субъективным фактором служит учительское сообщество данного учреждения.
Следующим элементом программы СП обозначен продукт, как результат стажировки, выносящийся  на испытание (например, в форме экспертизы).
Заключительным элементом программы определены эффекты стажировки.
Следующим шагом проб была возможность определить максимальное количество разных видов деятельности по каждому параметру в программе СП конкретного учреждения.
На примере программы стажировочной площадки МОУ «Каменский лицей» «Формирование толерантной образовательной среды как условие перехода к ФГОС» обозначены основные пункты, которые должны быть прописаны в пргорамме: результаты стажировки, критери оценивания сформированности толерантной среды в образовательном учреждении, формы прохождения стажировки, глубина проработки рамочной тематики программы.
В качестве технического задания Владимир Бацын предложил представить примерные проекты программ стажировочной площадки, ориентируясь на результаты сегодняшнего дня, в ходе обсуждения выявить лучший, для дальнейшего представления его на пленуме.



Эржени Будаева,

Оюна Убодоева,

аналитическая группа Республики Бурятия.




  • Стажерские пробы, второй день

12 декабря 2011 года продолжается стажерская проба по направлению "Переход на новые образовательные стандарты".
Определение ключевых требований к программе стажировочной площадки – ориентир работы участников стажировки.

На обсуждение представлены следующие программы стажировок (СП) на базе образовательных учреждений республики.

  • Программа Новоильинского агротехнического лицея Заиграевского района «Стажировочная площадка как форма профессионального сотрудничества  педагогов».

Результаты обсуждения: проблематика обязательно учитывает специфику ОУ, выступающего в качестве СП, участники СП должны быть мотивированы к участию конкретными эффектами и оцениваемыми результатами, определяемыми  содержанием стажировки: например, «Проектные задачи в начальной школе». Оценка результатов признается эффективной при наличии этого результата (опыта) у каждого участника стажировки, а не количественного описания в целом процесса (количество  уроков, охват участников и пр.).

  • Программа стажировки МОУ «Санагинская СОШ» «Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности школы в условиях ФГОС» по созданию центра инициатив как модели организации внеурочной деятельности через реализацию деятельностного подхода.

Результаты обсуждения: Детская инициативность возможна при создании условий ее проявления помимо потребности ребенка. Задача: начать в учреждениях дошкольного учреждения работу по стимулированию спонтанных интересов детей, проявляемых в обычной деятельности, определить те области деятельности, в которых он успешен и заинтересован, с возможностью опыта осуществления деятельности – с выходом на индивидуальную образовательную траекторию. Данная функция должна выражаться в образовательной программе школы, в совместной деятельности школы, социума, родительского сообщества для создания пространства развития человеческого капитала. В проектах должен прописываться конечный результат для ребенка, конвертируемый в жизненный успех и понимание самим ребенком своей эффективности.

  • МОУ «Гусиноозерская СОШ №4» программа стажировки направленная на молодых педагогов «Особенности организации учебного процесса в условиях реализации компетентностного подхода».

Результаты обсуждения: В рамках учебного процесса невозможно полноценно реализовать компетентностный подход, акцент на  возможности учебного процесса в достижении предметных, метапредметных, личностных результатов.

  • Программа стажировочной площадки Каменского лицея  Кабанского района «Формирование толерантной образовательной среды как условие перехода на новые ФГОС».

Результаты обсуждения: необходима структуризация учебных блоков, включение содержания   стажировки в  образовательной процесс начиная с первого класса, осваивая разное культурное наследие. В программе необходимо представлять содержательную часть и продукты деятельности стажеров.

В результате обсуждения отобраны на представление экспертам программа  МОУ «СОШ № 9» г. Улан-Удэ «Практико - преобразующая деятельность управленца «Нашей новой школы»» с целью совершенствования управленческой компетентности. Представлены разные направления деятельности школы как предмет и содержание стажировки: перевод школы в статус МАОУ, эффективные формы организации профильного обучения, создание КИМов нового образца для отслеживания индивидуального прогресса учащихся  и пр. 

Во второй половине дня на стажерских пробе были представлены программы стажерских площадок МАОУ Начальная школа – сад №105 «Дельфинчик» г. Улан – Удэ «Школа – сад – территория новых идей», МОУ «Кижингинская СОШ №1»  «Моделирование системы менеджмента качества образования на основе ресурсной информационно - методической лаборатории».

Результаты обсуждения:

  • Стажерская площадка (СП) должна играть на своей «непохожести», на своем конкурентном преимуществе.
  • При формировании программы стажировки необходимо определится с ключевой проблемой, опыт по решению которой может претендовать на модельность и предлагается как содержание СП.
  • При одной ключевой идее  (представлении опыта) подразумеваются разные способы ее реализации.
  • Необходимо четкое описание результатов деятельности площадок.



Эржени Будаева, Дандар Доржиев,

аналитическая группа Республики Бурятия.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100