Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Учебная сессия по качеству образования> Н.М. Шадрина "Развитие качества образования в рамках реализации 83-ФЗ"
Презентация Натальи Шадриной 

Наталья Шадрина. Развитие качества образования в рамках реализации 83-ФЗ.

11 декабря 2011 года состоялось он-лайн занятие в рамках прямой трансляции из г. Улан-Удэ. С сообщением "Развитие качества образования в рамках реализации 83-ФЗ" выступила Наталья Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика» .
В своем выступлении Наталья Шадрина обозначила разницу между качеством образования и качеством оказываемой услуги. Под качественным образованием, по мнению эксперта,  понимается совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию подростка в окружающем его мире. Основными характеристиками качества образования являются:  успешность, мобильность и социализация учащегося, а также  «цена» его образования.
 Образовательное учреждение реализует образовательную программу какой-либо ступени, оказывая тем самым услугу населению  по заданию учредителя. Поэтому, говоря о качестве предоставляемой услуги, понимаются условия оказания  услуги, результаты  оказания услуги и, конечно, требования к образовательной программе, которая и является предметом  самой услуги.
Тогда объектами экспертизы качества  предоставляемых  образовательных услуг населению  являются: 
•    результаты образования (образовательных услуг), предоставляемого обучающимся образовательными учреждениями различных типов и видов; 
•    условия ведения образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида;
учебные планы и образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях; 
Также лектором была предложена формула расчета стоимости образовательной услуги:
Ст = N c+ Nm+ Np +N a^
где  Ст — стоимость услуги
Nc — норматив на оплату труда, учебные расходы и иные хоз. Нужды
Nm — муниципальный норматив
Np — норматив  на повышение квалификации , вопрос чьи полномочия?
Na — норматив на проведение образовательного аудита независимой экспертизой с целью определения соответствия  оказываемой услуги показателям качества прописанным в муниципальном задании. 
Муниципальное задание-  это документ, устанавливающий требования к составу, качеству, объему услуги,  содержанию, условиям, порядку и результатам оказания услуг. Государственное (муниципальное) задание учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг должно обеспечивать соответствие показателей объемов и качества, предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам направляемых на эти цели средств бюджета соответствующего уровня. Показатели, характеризующие реализацию требований Стандарта при оказании образовательными учреждениями образовательных услуг, должны отражать их материально-техническое обеспечение, наличие и состояние имущества, квалификацию и опыт работников. 
Далее Наталья Шадрина остановилась на кадровых условиях реализации основной образовательной программы начального общего образования. По ее мнению, одной из качественных характеристик оказания услуги является кадровая составляющая: «Речь идет о тех, кто непосредственно оказывает услуги, какой учитель работает с Вашим ребенком.
Поэтому в стоимость самой образовательной услуги должен быть включен норматив  на повышение квалификации». 
На сегодня сам механизм прохождения повышения квалификации  не эффективен по некоторым причинам, одна из которых отсутствие конкуренции на рынке этих услуг. На бюджетные средства могут претендовать только те институты ПК, которые находятся в прямом подчинении органа управления образования. Нет механизма конкурсного отбора  на задание от заказчика, нет механизма доведения этих средств до самого учителя.
«На наш взгляд , имеет смысл в разработке норматива и доведение его до общеобразовательного учреждения»- отмечает эксперт.  
Исходя из анализа ситуации, на сегодня существует две методики по определению норматива финансирования :
1.Норматив финансирования на повышение квалификации рассчитывается на 1 учащегося на основании фактически сложившихся расходов на повышение квалификации в регионе за текущий финансовый год
2. Норматив финансирования на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений (далее – повышение квалификации) рассчитывается на 1 учащегося на основании следующих показателей:

  •     количество педагогических ставок в расчете на одного учащегося;
  •     норматив объема часов, необходимых для повышения квалификации педагогических работников и руководителей один раз в 5 лет;
  •     средняя сложившаяся оплата труда лекторов за 1 час лекционных занятий;
  •     расходы на материально-техническое оснащение программ повышения квалификации;

Кроме этого, кадровые условия как фактор повышения эффективности ведения ФГОС НОО, должны быть заданы через новые требования к должностным и функциональным обязанностям директоров ОУ, заместителей по учебной, воспитательной работе, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, считает Наталья Шадрина.

Следующими вопросами для обсуждения лектор обозначила: насколько эффективна происходит оценка качества услуг? Насколько она (оценка)не формальна? Кто является основным оценщиком этих услуг? Насколько включено сообщество в оценку качества предоставляемых услуг?
 В качестве примера была приведена зарубежная практика. «Практика привлечения общественности к оценке образовательных услуг за рубежом в последние годы стала заметной тенденцией и получило определение «совместная оценка» (варианты: «оценка при участии», «оценка с определенными полномочиями»)»- отмечает лектор. Термин «совместная» предполагает, что ответственность за оценку и принятие решений делится между людьми. Совместная оценка также активизирует использование результатов оценки для его развития. В тоже время в тех странах, где количество и типы совместной оценки и оценки с участием увеличиваются, растет и объем доказательств того, что она воздействует на улучшение качества образования. Также в ряде зарубежных стран практика совместного мониторинга (школы и родителей) достижений учащихся закреплена законодательно для поддержки практики общественной оценки в образовании и расширения форм социального партнерства и ответственности общества за его качество.
Термин «совместная» предполагает не только включение в процесс оценивания различных категорий участников, но и разделение  ответственности за оценку, и принятие решений. 
Выделяют следующие основные характеристики совместной оценки:

  •   Участники разделяют ответственность за оценку
  •   Оценочные вопросы разрабатываются совместно
  •   Сведения, полученные в результате оценки, используются для усовершенствования образовательной политики и программ

«На наш взгляд общественная экспертиза качества образования  должна проводиться общественными экспертами с использованием специальных процедур оценки качества образования (образовательных услуг) и условий его предоставления при установлении их соответствия законодательству и нормативным документам»- говорит Наталья Шадрина. 
Целью общественной экспертизы качества образования должно стать создание всесторонних условий для соответствия качества образования (образовательных услуг) и условий его (их) предоставления положениям консолидированного заказа от родителей на оказание образовательных услуг, закрепленного в общественном договоре между школой и семьей.
 

Алена Шадрина

     
 
     
 
     
 
     
 
     

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100