Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Учебная сессия по качеству образования> Р.В. Селюков "Развитие стимулирующих принципов оплаты труда учителей"
Презентация Романа Селюкова 

Роман Селюков. Развитие стимулирующих принципов оплаты труда учителей.

11 декабря 2011 года состоялось он-лайн занятие в рамках прямой трансляции из г. Улан-Удэ. С сообщением "Перспективы модернизации региональных систем образования" выступил Роман Селюков, заместитель     директора ИПОП «Эврика».

 В своей лекции  Роман Селюков обозначил 6 направлений модернизации региональных систем образования:

  •  Введение современных экономических механизмов
  •  Введение ФГОС
  •  Модернизация системы ПК
  •  Введение нового порядка аттестации
  •  Информатизация образования
  • Энергоэффективность образовательных учреждений

  В начале своего выступления докладчик отметил, что все  эти направления модернизации систем образования тесно связаны между собой таким понятием, как  «качество образования».

 Лектор предложил несколько эффективных механизмов реализации   модернизации образования по каждому направлению:

 1. Введение современных экономических механизмов

 В качестве основных были обозначены следующие средства введения экономических механизмов:

  •   Наличие подушевого норматива
  •   Муниципальное задание
  •   Система оплаты труда

 Эти три механизма напрямую связаны с качеством образования.

 Также эксперт отметил, что школы должны получить финансово-хозяйственную самостоятельность,  любой доведенный до школы объем средств должен  распределяться  на заработные платы. Если школа могла бы самостоятельно  формировать оклады учителей, то это бы существенно повысило  качество образования.

  Должны быть выработаны механизмы дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от качества и объемов, интенсивности  их труда, в том числе некомпенсаторные механизмы оплаты за внеурочные виды деятельности учителя

 2.  Введение ФГОС

  Численно по этому показателю отчитаться несложно. Вопрос в том, насколько правильно  и в соответствии с требованиями реализуется стандарт, насколько учителя владеют инструментарием по оценке результатов детей. На сегодня не совсем ясно, как оценить результаты, предъявленные стандартом по выпуску детей из начальной школы. Не все регионы работают по 83-ФЗ, тогда как, из муниципального задания можно определить, работает ли школа  по новым стандартам.

 По данному направлению можно обозначить 2 проблемы:

  •  Приведение Инфраструктура школ    в соответствии с требованиями ФГОС
  •  Повышение квалификации педагогических и руководящих работников для внедрения ФГОС

  Учитель должен понимать: содержание образования не равно содержанию учебных предметов. Ученик  должен не только  «прорешать» учебник по математике, ребенок должен получить и некоторые компетентности, т.е.  «прорешать» учебник на сегодняшний день ещё  не значит реализовать образовательную программу школы.

 В отношении первоклассников, которые уже сейчас учатся по-новому ФГОС, должны быть разработаны критерии оценки качества образования, отмечает Роман Селюков

 3. Модернизация системы ПК

 Лектором обозначены следующие  основные средства модернизации системы ПК:

  • Нормативно-подушевое финансирование системы повышения квалификации
  • Демонополизация и развитие рынка услуг повышения квалификации
  • Введение персонифицированной модели повышения квалификации
  • Связь повышения квалификации и аттестации работников образования.

     Лучшие школы, стажировочные площадки должны заниматься повышением квалификации наряду с институтами повышения квалификации. Деньги на повышение квалификации должны приходить лично учителю, только в таком случае повышение квалификации  станет персонифицированным.

 4. Введение нового порядка аттестации

 Здесь вопрос в том,  что лежит в основе критериев оценивания педагога. В критериях должны фиксироваться профессиональные компетенции учителя, например,  компетентность в формировании метапредметных результатов и т.д.

Если мы берем рекордный уровень требований к учителю, то его смогут пойти примерно  20-25% учителей. Значит, должен быть существенный  разрыв в оплате учителей разных категорий.

 5. Информатизация образования

  Средства достижения результатов по данному направлению:

  •     Укрепление инфраструктуры школ для реализации информационных технологий
  •     Формирование  сетевых нормативов
  •     Введение сетевого образования
  •     Применение информационных технологий в образовательном процессе.

«Если мы воспринимаем ИО просто,  как технические средства, то это процесс не информатизирует, не технологизирует учебный процесс,  ученик просто смотрит на мультимедиа-средства,  как на наглядное пособие, не участвуя в процессе. Под информатизацией образования нужно понимать включенность всех учащихся в процесс обучения с использованием ИКТ»- говорит Роман Селюков. 
 С информатизацией образования тесно связано дистанционное обучение. Учитель пытается теми же самыми способами, как и на уроке. Просто используется другой канал связи. 

6.Энергоэффективность образования.  

Энергосбережение будет эффективным только в том случае, если разрешить  сэкономленные средства перераспределить в фонд заработной платы, считает эксперт. «Никакие мероприятия «оприборивания» и «перетопы» не приводят к экономии средств, пока не будет материального стимула.  Нужно легитимизовать возможность школы сэкономленные деньги тратить на заработную плату» . 

 По итогам выступления Роман Селюков остановился на общесистемных действиях по модернизации системы образования:
    1.Обеспечение мер по общественному продвижению результатов и эффектов проекта
    2.Участие в электронном мониторинге реализации комплекса мер.  В нем, отметил выступающий.  отражаются все изменения в образовательном учреждении
 Электронный мониторинг – это источник информации, на какие параметры стоит обращать внимание, как продвигается школа, какие существуют трудности  по достижению поставленных целей.
 Помимо слушателей из республики Бурятия на семинаре в режиме он-лайн присутствовали представители Забайкальского края. По завершению выступления у представителей регионов возникли следующие вопросы:
Может ли стажировочная площадка выдавать документы  о повышении квалификации? На что эксперт ответил: «Для этого нужно лицензировать программы стажировочных площадок». 
От представителей республики Бурятия поступил вопрос, любая ли стажировочная площадка должна быть прикреплена к институту повышения квалификации?
Роман Селюков: « Да, деньги на повышение квалификации   распределяются по институтам повышения квалификации. Но это временная схема. Нужно лицензировать программы стажировочных площадок и  параллельно менять нормативную базу РБ в этом направлении».
 

Аналитическая группа Республики Бурятия

Лариса Гармажапова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100