Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Учебная сессия по качеству образования> Стажировка представителей кадрового резерва региональных консультантов
Презентация Светланы Кузьминой 
Презентация Галины Болотовой 
Презентация Тамары Доржинимаевой 
Презентация Гэрэлмы Бадмаевой 

Стажировка представителей кадрового резерва региональных консультантов по вопросам развития системы образования Забайкальского края.




9 декабря 2011 года в п. Агинское Забайкальского края в рамках учебной сессии «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» состоялась стажировка представителей кадрового резерва региональных консультантов по вопросам развития системы образования Забайкальского края.

С сообщением «Финансово-экономическая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» выступила Светлана Кузьмина.

Региональный консультант затронула проблемы внедрения новых финансово-экономических механизмов. Она отметила, что внедрение новых финансово-экономических механизмов  подразумевает переход на нормативно-подушевое финансирование, изменение системы оплаты труда, изменение механизма финансирования.

Светлана Кузмина в своем выступлении затронула основные аспекты нормативно-подушевого финансирования – нормативы, расчет на учащегося, доведение средств в полном объеме, норматив подушевого финансирования.

Было отмечено, что в Забайкальском крае вводится Модельная методика оплаты труда педагогов, существует проблема нормативного оформления методики, положений. Высокая заработная плата учителей  позволит произвести отбор лучших педагогов с высокой квалификацией. Переход от финансирования текущего содержания учреждений образования к финансированию оказываемых ими услуг должно осуществляться на основе задания учредителя через выделение субсидий при расширении самостоятельности учреждения.

Галина Болотова выступила с сообщением «Психолого-педагогическая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования».

Региональным консультантом было отмечено понимание современного качества образования как совокупности образовательных результатов и необходимых условий, обеспечивающих успешную  социализацию школьника. Выделены генеральные идеи, позволяющие обеспечить современное качество образования:

Образовательная программа. Ее структура определена ФГОС.  Имея 2 варианта примерной основной образовательной программы, можно механически переписать как программу программ. Такой формальный подход именно место в отдельных ОУ. Необходимо проектировать изменения в образовательном процессе, как требует ФГОС, по 3 блокам. Как проектную задачу - необходимость конструктора ООП, в перспективе — технология создания в электронной среде совместно с электронным журналом, электронным дневником.

Системно - деятельностный подход как методологическое условие  реализации ООП предполагает изменение содержания образования и способов его организации: важно научиться структурировать предметное содержание по блокам, распределить его по формам и способам обучения:

урок  - место коллективной  работы класса над постановкой  и решения учебных задач  года;

учебное  занятие – место для групповой работы;

модуль  -  группа однопредметных и межпредметных уроков,  связанных между собой общей темой;

мастерские и консультации – групповые и индивидуальные занятия.

Соответственно меняются подходы к составлению рабочей образовательной программы учителя не по классу, а на ступень обучения.

Основы учебной самостоятельности (контрольно-оценочная самостоятельность, инициативное действие) - результаты самостоятельной  работы, презентации, экспертная оценка во время решения  практической задачи)

Новые результаты будут  достигнуты только в выстроенном образовательном пространстве школы: разнополюсное образовательное пространство (урочное и внеурочное); наличие учебно-исследовательской и проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Ключевым фактором достижения современного качества образования является учитель. Требуется становление учителя – технолога, учителя – тьютора, что предполагает уход технологии концентрированного обучения, разновозрастного обучения, на конструирование новой модели учебного плана школы на нелинейное расписание.

В качестве единственного условия, необходимого для достижения самостоятельности и инициативы является передача контрольно-оценочных функций от взрослого к ученику (это понимание  того, что действие завершено; осознание того, что реализация деятельности совпадает с замыслом, со схемой, понимание того, что действие завершено в определенных границах)

С сообщением «Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» выступила Тамара Доржинимаева.

Региональным консультантом была представлена  технология управления внедрением образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования. Достижение  качества образования возможно только тогда, когда понимаем,  для чего мы это делаем, чем управляем; необходимо расширение смыслового поля понятия качества образования на уровне школы, муниципалитета, региона и на федеральном уровне.

Тамара Доржинимаева подчеркнула, что в  решении  проблематики  внедрения образовательных систем на уровне управления можно опираться на аспекты: методологические,  нормативно-правовые, организационные. В методологии необходима инвентаризация понятий - современное качество образования, образовательная система, внедрение, управление; инвентаризация ресурсов системы и  соответственно определение целей и задач деятельности,  возможных рисков.  

На базовых опорных площадках  необходима обязательная инвентаризация ресурсов и средств. Необходимо понять,  какими средствами и ресурсами обеспечены, чтобы созданная модель образовательной системы могла обеспечивать современное качество образования.

Гэрэлма Бадмаева выступила с сообщением «Модель экспертного сопровождения внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».

Был сделан акцент на необходимость разработки модели экспертного сопровождения внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. Одним из ключевых условий создания жизнеспособной модели системы образования является детальная экспертная проработка всех ключевых идей, положений, элементов модели экспертным сообществом.

В связи с этим возникают вопросы - что есть экспертное сообщество? Это есть ли сообщество ведущих консультантов? Совпадают ли функции экспертов и ведущих консультантов?

Сделала вывод, что о том, что эксперты – это люди, обладающие специальными знаниями в какой-либо области; люди, исследующие известный факт. Первично в функции профессионального консультанта входит анализ ситуации и разработка программы, направленной на удовлетворение потребностей и достижение конкретных целей. Из этого следует, что моделью экспертного сопровождения – это некое сообщество ведущих консультантов, специально выученных, профессионально владеющих методами внедрения своих знаний, предвосхищающие появление нового.

Процесс внедрения сообщества:

- На первом этапе ведущие консультанты, прежде всего, выполняют прогностическую функцию  (прошлое знание;  общий метод; практическая проблема; общее решение; исследование; планирование;  ежедневное решение;  действие; конечный результат; эволюция результата);

- На втором этапе внедряют свои инструментарии (сетевое взаимодействие, экспертиза, поддержка база данных и.т.д.);

- Третий этап включает масштабирование опыта.

Данная модель нереализуема без разрешения таких проблем, как:

1.     подготовка ведущих консультантов;

2.     определение собственной позиции в отношении современного понимания качественного образования и уточнение целей образования с точки зрения его качества;

3.     формирование экспертно-аналитического сообщества (разработка и закрепление нормативных документов, регламентирующие деятельность ведущих консультантов);

4.     выстраивание сети (разработка и закрепление правового поля, регламентирующего формы и методы организации сетевого взаимодействия);

5.     расширение связей с экспертным сообществом других регионов.

Таким образом, интенсивная работа по подготовке ведущих консультантов и создание экспертно-аналитического сообщества позволят усилить экспертное сопровождение внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.

Аналитическая группа АИПК


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100