8 декабря 2011 года в п. Агинское Забайкальского края в рамках учебной сессии «Распространение на всей территории
РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» выступил эксперт ИПОП «Эврика»
Роман Селюков с сообщением «Направления деятельности региональных ведущих консультантов по вопросам развития системы
образования. Формирование регионального кадрового ресурса»
Роман Селюков сделал акцент на том, что в ближайшее время в систему образования должны прийти новые инструментарии, которыми
будут пользоваться учителя, заместители, директора, хотя эти инструментарии мало озвучиваются и кажется, что ими сложно воспользоваться,
что не так. В НОИ "Наша новая школа" зафиксировано 6 направлений:
- ФГОС;
- Учитель;
- Инфраструктура;
- Талантливые дети;
- Самостоятельность;
- Здоровьесбережение.
Что такое базовая опорная площадка? Это место, где можно увидеть как работают новые механизмы, инструментарии. Ведущий
консультант - это человек, который экспертно может предвосхитить появление новых механизмов и инструментариев.
Раскрывая проблему введения и реализации ФГОС, эксперт остановился на следующем: должна быть школьная система оценки качества
образования, инструменты оценки результатов образования; формулировка государственного (муниципального) задания, система оплату
труда в условиях нормативно-подушевого финансирования.
Требования к учителям очень высокие: параметры заточены на результатах, прописанных в стандарте. У учителей начальной школы
должны быть иные показатели, в связи с тем, что детские результаты изменились - значит, показатели стимулирования должны быть
иные. В связи с этим стажировочная площадка - это место, куда приезжают и могут воочию посмотреть на инструменты.
Стажирующиеся должны увидеть действующие инструменты и модели. Ведущие консультанты должны экспертно отнестись к вееру
инструментов. Эксперт предложил этапную работу с опорными площадками:
1. региональные эксперты анализируют деятельность площадок, представляют "дефектные документы";
2. оказывают площадкам помощь, вносят коррективы;
3. федеральные эксперты посещают площадки и совместно отрабатывают с региональными экспертами.
Важно понять, что программы повышения квалификации должны быть ориентированы на конкретные дефициты, которые обнаруживаются
у учителей. Прежде всего, это касается инструментов. Таким образом, необходимо организовать внутрикорпоративное обучение,
ведь содержание образования не равно содержанию учебного предмета. Пора задуматься о фактическом уходе от гегемонии
классно-урочной системы.
Ведущему консультанту относительно инфраструктуры нужно точно сформулировать, описать требования к тому, как должна выглядеть
школа, соответствующая требованиям ФГОС.
Говоря о работе с талантливыми детьми эксперт отметил, что работа с ними - это сопровождение отдельных детей или все-таки
создание среды для каждого, разработка индивидуальных траекторий, маршрутных листов, другие способы фиксации результатов.
Должна быть нормативная база, обеспечивающая реализацию программу работы с одаренными детьми.
Останавливаясь на здоровьесбрежении, Роман Селюков поднял вопрос: "Может ли школа системно не ухудшать здоровье школьников
укладом жизни в ней?" Школа, которая занимается проблемой здоровьесбережения - это не та школа, которая разработала программу
по здоровьесбережению, а та, которая организовала особый уклад: не перегружен учебный план, разработаны индивидуальные маршруты,
учитываются возрастные особенности, интеллектуальные способности детей.
Гэрэлма Бадмаева
|