Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Анастасии Белолуцкой 

Сообщение А.К. Белолуцкой «Реализация НОИ «Наша новая школа» по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей»: проблемы, эффекты, тенденции»




5 декабря 2011 года в Перми в рамках экспертно-аналитического регионального семинара по апробации разработанной региональной модели поддержки одаренных детей выступила Анастасия Белолуцкая, эксперт ИПОП «Эврика» с сообщением «Реализация НОИ «Наша новая школа» по направлению «Развитие системы поддержки талантливых детей»: проблемы, эффекты, тенденции».

Анастасия Белолуцкая отметила, что важным достижением в области поддержки талантливых детей в федеральном контексте является обозначение в документах федерального уровня последних лет работы с талантливыми детьми как приоритетного направления.

В связи с этим можно выделить важные последствия:

1)    Стимул для институциализации этой работы в регионах (уже более двадцати регионов РФ приняли отдельные долгосрочные целевые программы «Одаренные дети»)

2)    На федеральном и региональном уровнях задумались об универсальных показателях эффективности организации этой работы (пока отражение этой работы – в мониторинге НОИ «ННШ» - www.kpmo.ru)

3)    Встал вопрос о налаживании некоторой взаимоувязанной системы работы в этом направлении на федеральном уровне. Можно сказать, что работа с талантливыми детьми перестала быть уделом только психологов и педагогов на уровне конкретных образовательных учреждений, а стала предметом образовательной политики.

Эксперт подчеркнула необходимость коренного изменения образовательного процесса, его переориентации на индивидуальные образовательные траектории, создание которых позволяет не просто отбирать одаренных детей, но и создавать условия для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности. В ситуации введения новых ФГОС – гораздо важнее преобразовать именно работу массовой школы, поскольку известно, что одаренность не столько проявляется, сколько формируется в деятельности.

Анастасия Белолуцкая подробно остановилась на базовых компонентах модели организации работы с одаренными детьми, включающей в себя:

- Создание целостного ресурсного социокультурного пространства города и региона;

- Организация системы выявления, формирования и поддержки  одаренных детей в массовой школе;

Эта работа должна иметь несколько форм выражения и закрепления:

•         Нормативно-правовые механизмы

•         Экономические механизмы

•         Организационные механизмы

•         Психолого-педагогические механизмы (технологии работы и содержание образования)

Цель этой работы не только и не столько  выявить одаренных детей с целью отправить их потом на конкурс, олимпиаду демонстрировать достижения системы образования региона или федерации, а зафиксировать, что у этих детей есть особые образовательные потребности.

- Организация взаимодействия образовательных учреждений разных уровней, а также межведомственного взаимодействия;

- Работа спец.учреждений для одаренных детей;

- Конкурсы, стипендии.

Конкурсы – не как основная форма работы с одаренными детьми, а исключительно как место, где они могут предъявить наработанное ранее и получить одну из форм обратной связи.

В сообщении были представлены интересные региональные практики:

- В Самарской, Ярославской, Новосибирской областях и Забайкальский крае были приняты поправки в методику расчета подушевого норматива и/или в методику расчета НСОТ с учетом специфики работы с талантливыми детьми (например, для финансирования работы с малыми группами детей, индивидуального наставничества);

- В ряде регионов создаются межведомственные комиссии по поддержке талантливых детей;

- В ряде регионов (Новосибирск, Кемерово) создаются единые банки данных по работе с одаренными или реже – специализированные порталы;

- В Астрахани готовится к принятию интересный пакет документов, в частности Постановления регионального Министерства:

•         об утверждении примерных Положений по требованиям к подготовке педагогических кадров по интегрированным технологиям и консалтинго-тьюторским методикам;

•         об утверждении Положения о разработке авторских интегрированных образовательных программ для детей с компаративно высокими образовательными достижениями;

•         об утверждении Положения о региональной системе сертификации компаративно высоких образовательных достижений детей;

•         об утверждении примерных Положений о траекториях индивидуальных образовательных маршрутов.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100