29 ноября 2011 года в Томске итогом двух дней проведения
проблемного организационно-деятельностного семинара «Общественное обсуждение модели управления развитием системы оценки
качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» стало пленарное заседание, на котором
были подведены итоги семинара.
В рамках пленарного заседания выступила Баканина Наталья, заместитель директора по НМР МОУ СОШ «Эврика-развитие»,
которая представила характеристику предметных, метапредметных и личностных/социальных образовательных результатов:
1. Предметные результаты.
Результаты предметных достижений (например: математика, русский) могут быть представлены следующим образом:
- информационная компетентность (умения и способы работы с информацией);
- личностная позиция; отношения к предмету, умение видеть логику в предмете.
Условия, при которых могут быть достигнуты эти результаты:
- требования к результатам по всем предметам;
- интернетбанк с разными технологиями, заданиями, методиками, которые можно использовать в процессе изучения разных учебных
тем;
- тестовые задания в интернетбанке;
- способы измерения (контрольные работы, итоговые работы, промежуточная и итоговая гос. аттестации).
Инструментарием для измерения здесь может служить: рефераты, защиты проектов, дебаты и т.п.
2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты (все ЗУНы, которые формируются у школьников в межпредметном пространстве), представлены как компетентностно-личностная
характеристика – коммуникативная компетентность:
-умение работать в паре, группе;
- умение оформить идею своего высказывания, презентовать свои образовательные результаты и т.п..
Условия, при которых достижимы:
- учебно-методические (владение технологиями развивающего обучения, методиками Давыдова и Занкова, технологиями РОГ
и РКМЧП, решением проектных задач и. т.д.);
- кадровые (учитель должен хорошо владеть компетентностно ориентированными технологиями, уметь организовать работу детей
в группе и др.)
- информационные условия (умение создать базу способов и средств, которой может в дальнейшем воспользоваться другие учителя;
стенд, сайт и т.п.).
- нормативно-правовые условия (внутри образовательной программы «Ступени» необходимо обозначить приоритеты,
метапредметные результаты; создание творческих групп, которые могли бы планировать, проектировать, развивать измерительные
шкалы).
Способы измерения:
- умения учебного взаимодействия, умения вступать в сотрудничество (создавать совместность) (измерения: заполнение технологической
карты на основе наблюдений).
- коммуникативная грамотность (три уровня владения: 1- вступает в коммуникацию по просьбе учителя; 2 - сам предлагает
коммуникативное взаимодействие; 3 - общение; использует знания в других условиях).
3. Личностный результат образования как состоявшаяся социализация личности.
Социализация – это способность включаться ребёнку в окружающий его социум, быстро ориентироваться в социуме и быть
в социуме успешным, понимать траекторию своего движения, развития.
Условия, при которых может быть достигнута:
- требования к обязательным результатам;
- должна быть создана среда для развития социализации ребёнка, условия для совместной деятельности детей разного возраста
и разных позиций;
- условия для проектной детской деятельности;
- условия для развития различных видов творческой деятельности (большой спектр возможностей спортивного, художественного,
эстетического, культурного творчества);
- кадровые условия (компетентностный учитель, педагог-психолог на каждой ступени развития, тьютор);
- материально-технические условия (лаборатории, мастерские, студии, специально оборудованные рекреации/зоны неформального
общения по разным ступеням детского развития);
- финансовые условия (просчитать стоимость такой образовательной программы)
- наличие виртуального пространства (возможность выйти в интернет, связаться со своими сверстниками);
- наблюдение ребёнка на протяжении всей его школьной жизни; фиксация.
Критерии измерения:
- Результативности и динамики его развития.
- Совокупность оценок экспертов («я сам», «психолог», «тьютор», «родители»,
«одноклассники»).
- Результаты комплексной диагностики самостоятельность выбора своей позиции; (активность, инициативность, самостоятельность,
умение предъявлять себя и продукты своей деятельности, открытость, мобильность, рефлексивность, понимание своего персонального
движения).
Роман Селюков, эксперт ИПОП "Эврика": «Не кажется ли вам нарочито искусственным деление образовательных
результатов на предметные и метапредметные? На мой взгляд, необходимо подумать как их позиционировать объединено, т.к. важно
не то, как ребенок осваивает математические приемы на уроке математики, а как он их использует вне урока. Таким образом, становится
актуально найти способы как оценивать образовательный результат в целом: предметный и метапредметный. В противном случае
есть большой риск, что часть школ пойдут по пути создания метапредметных курсов, а систему оценки образовательных результатов
не поменяют. Сам способ снятия результата, внешней оценки для предметных результатов – один, и он в какой-то мере объективен
(устные и письменные ответы, контрольные работы и т.п.), для метапредметных результатов – это только «экспертные
карты», «обследования», «протоколы наблюдений». Было бы прекрасно, если бы нашелся способ «снятия»
этих двух результатов образования в одном и том же «событии».
Людмила Долгова, эксперт ИПОП «Эврика»: «В обсуждении упущен еще такой момент - хотелось бы развести
еще и два вида образовательной деятельности: урок и внеурочную деятельность. Сейчас существует много новых форм, в которые
требуют предметных знаний. Например, олимпиады развивающих практик, компетентностные конкурсы, образовательные события, требующие
проектных навыков и т.п. Это мероприятия, направленные на комплексную оценку образовательных достижений ученика».
Роман Селюков отметил, что именно такой тип синтетических мероприятий, которые вбирают в себя «учебность» и
«неучебность» и может служить платформой для создания синтетических форм оценивания образовательных достижений.
Очень важно достигнуть сбалансированности в создании внешней и внутренней оценки для ребенка. А именно этого пока и нет. Как
нет и внешнего способа оценки достижений и для школы.
Пока отсутствуют школьные события, в рамках которых ребенок мог бы предъявить сразу все три типа достижений: предметные,
метапредметные и личностные. Это - тоже особая задача для школ, на мой взгляд. Разработка таких событий - актуальнейшая задача,
т.к. они наверняка станут самыми востребованными.
Вега Пустовалова, директор МУ ИМЦ г. Томск представила аудитории какие финансовые, нормативно-правовые, кадровые, информационные,
материально-технические, учебно-методические условия необходимо учитывать для формирования предметных, метапредметных и личностных
результатов. Все три результата целесообразнее будет объединить и под них прописать единые условия, представленные в таких
позициях:
- финансово-экономические условия (базовые условия: наличие регионального и муниципального нормативов (норматива норматив
на содержание зданий и сооружений и т.д.); наличие финансирования в рамках федеральных, региональных и муниципальных целевых
программ развития; наличие плана ФХТ, наличие муниципального задания);
- нормативно-правовые условия (базовые условия: устав, учебный план, учебная программа, договоры с учреждениями дополнительного
образования, вузами и т.п., договоры с родителями, образовательная программа ОУ; формирование штатного расписания с включением
должности тьютора; наличие инновационных программ, проектов, реализующихся во взаимодействии с вузами и др. учреждениями,
в том числе сетевых и дистанционных);
- кадровые условия (наличие аттестованных кадров; доля педагогов, прошедших ПК; укомплектованность кадрами; прохождение
курсов ПК педагогами и руководителями ОУ соответствующей тематики; тьютор; наличие педагогов дополнительного образования);
- информационные условия (скоростной интернет, оборудованные места педагогов и детей; доступ к электронным образовательным
ресурсам; электронные дневники; возможность организации дистанционного обучения; наличие школьных сайтов, публичные отчеты
руководителей; развитие школьных СМИ);
- материально-технические условия (Материально-технические условия в соответствии с требованиями ФГОС);
- учебно-методические условия (Учебно-методический комплекс; Творческие, проектные группы, лаборатории; система (служба)
методического сопровождения; диагностический инструментарий; Диагностический инструментарий, электронное программное обеспечение).
Роман Селюков заметил, что было бы полезно увязать финансово-экономические требования с образовательными результатами.
На данном этапе, единственным документом, по которому можно судить насколько адекватно соответствует введение ФГОС финансово-экономическому
обеспечению, его введения в школах, является - Муниципальное задание. И все будет зависеть от того, насколько в самом муниципальном
задании прописаны параметры качества его выполнения. И основная задача Муниципалитетов – это внятно прописать, какое
качество должно быть достигнуто на предметном, метапредметном и личностном «образовательном поле» ученик, в соответствии
со ступенью (4 , 9 , 11 классы). И тогда становится ясно, что требуется разное «денежное обеспечение» для «разных
образовательных результатов». Из этого следует, что в методике расчета норматива финансирования Муниципального задания,
все должно быть просчитано и охвачено. Этот принцип должен присутствовать и в методике расчета Регионального норматива:
в части расчета заработной платы и учебных расходов.
Почему я поднимаю этот вопрос? Сегодня есть явная проблема: Региональный подушевой норматив просчитан, но там образовательные
результаты не оценены в денежном эквиваленте никак!
Все методики, во всех субъектах РФ, в основе которых лежит базисный учебный план, в лучшем случае 2004 года, и деньги рассчитываются
по этому БУПу и передаются в школы, но они туда приходят не напрямую, а через муниципалитеты. А муниципалитет передает
деньги в школы - на реализацию ФГОСА, а не БУПа. С точки зрения нормативно-юридической – это нецелевое использование
бюджетных средств. Муниципалитет должен понимать – ученик, обучающийся по ФГОС и ученик, обучающийся по БУП –
их учебные достижения должны оцениваться по-разному, и должны финансироваться по-разному!
Для измерения результатов можно воспользоваться требованиями к этим результатам, т.к. в «Стандарте» эти требования
есть. В любом случае, при отсутствии Федерального норматива, должен быть создан Региональный норматив. В каждом субъекте РФ
он может быть свой. При отсутствии таковых – каждый муниципалитет должен будет придумать свой норматив, в соответствии
с которым од будет прописывать Муниципальный заказ. Это позволит проконтролировать отработку финансирования Муниципального
заказа. А про проценты - это только один из возможных вариантов. Но, при этом как оценить такую ситуацию – ФГОС
не может быть выполнен на 80%,т.к. он либо выполнен – либо нет. Следовательно, оставшиеся 20% учеников
– «нестандарт», и что в таком случае делать?
Отдельный вопрос по сертификации курсов ПК для учителей, ведь недостаточно, для выполнения Муниципального или Регионального
заказа пройти какие-то курсы ПК, необходимо, чтобы МОУО или ДОО были уверены, что эти курсы обеспечат: для учителя выполнение
ФГОС, а для МОУО/ДОО – выполнение заказа в полном объеме. Хотя эта ремарка - больше относится к Федеральному и
Региональному уровням оценки качества образования, но и на уровне МОУО – это тоже важно! Учитывая, что именно
на уровне МОУО осваиваются денежные средства на ПК.
Алла Лыба, заведующая кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО предложила к обсуждению региональную модель
оценки качества образования (РСОКО), основанную на следующих показателях:
- Условия и образовательный процесс;
- Оценочные процедуры (внешние и внутренние);
- Анализ и коррекция;
Цель: попытка выделить в этой схеме звенья, от которых зависит конкретизация понятия «качество образования».
Акцент был сделан на нормативно-правовые условия, так как в этой среде проявляется подход к оценке качества образования
(кодекс, свод правил, рекомендаций). При разработке различных образовательных программ необходимо проводить их экспертизу
через общественную доступность. Это повлияет на качество образования - на всех уровнях.
Особое внимание - курсам ПК, т.к. именно ОУ выбирает – где ему учить учителя (у школ есть на это деньги). Это
приводит к цепной реакции – школа диктует МОУО – куда ему направить деньги на обучение педагогов.
Материально-технические условия. Здесь все зависит, на наш взгляд от финансового таланта конкретных лиц, в частности от
директоров школ, руководителей МОУО И ДОО, т.е. от первых лиц всех «ступеней» руководства образованием.
Научно-методическое сопровождение как составляющая часть оценки качества образования. Отметили большое разнообразие
возможностей для разработки различных проектов и программ, следовательно, и для генерации образовательных продуктов.
Таким образом, прорисовывается субъектная позиция всех участников образовательного процесса. Образовательный процесс, на
наш взгляд зависит напрямую от Регионального образовательного заказа.
Схема выглядит так:
Верхняя часть:
- Социальный заказ.
- Ведомственные целевые программы.
- Стратегия развития Субъекта РФ.
- Межведомственное взаимодействие.
Нижняя часть:
- Анализ Образовательных программ ОУ.
- Анализ реализации профильного обучения.
- анализ форм публичной отчетности ОУ.
- Всевозможные исследования этого сегмента (социсследования, педагогические мониторинги и т.п.).
- Презентация результатов для общественности (в СМИ, через информационные порталы, сайты и т.п.).
В условиях перехода на новый ФГОС, мы не стали прописывать оценочные процедуры, с точки зрения «внутренних субъектов»,
т.к. они обозначены.
С точки зрения «внешних субъектов» то, что имеется в регионе:
1. Мониторинги основной образовательной программы.
2. Мониторинги готовности ОУ к реализации ФГОС.
3. Мониторинг сформированности информационной компетентности (4класс).
4. Мониторинг сформированности метапредметных компетентностей (7 класс).
Аналитическая группа Томской области
|