28 ноября 2011 года в Томске в рамках проблемного организационно - деятельностного семинара «Общественное
обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты
образования» выступил Борис Илюхин, заведующий Центром мониторинга и оценки качества образования ТОИПКРО, руководитель
регионального центра обработки информации ЕГЭ с сообщением «Региональная система оценки качества образования: цели,
структура, эффективность».
Борис Илюхин подчеркнул, что основополагающим документом в Томской области, регулирующим вопросы оценки качества является
«Положение о региональной системе оценки качества образования в Томской области» утвержденное Приказом Департамента
общего образования Томской области № 1447 от 26.11.2008 года.
Целью формирования региональной системы оценки качества в Томской области является удовлетворение потребностей субъектов
образовательной деятельности и потребителей образовательных услуг в получении объективной информации о результатах образовательной
деятельности, о состоянии и развитии системы общего образования Томской области.
Потребителями информации, представляемой функциональными структурами СОКО ТО, являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогические работники образовательных учреждений и преподаватели вузов;
- методические службы и система повышения квалификации работников образования;
- органы управления образованием;
- работодатели;
- средства массовой информации и другие общественные институты.
Основными элементами СОКО в Томской области являются:
- критериально – нормативная база, включающая в себя нормы, правила, регламенты, технологии и средства мониторинга
и оценки качества образования;
- совокупность организационных структур, в том числе специализированных учреждений, наделяемых полномочиями по проведению
мониторинга, экспертизы и оценки качества образования;
- открытая структурированная система статистических и аналитических данных о реально достигаемых показателях качества
образования.
Борис Илюхин проблематизировал необходимые элементы системы оценки качества и результаты, достигнутые в Томской области:
1) Качественные измерительные материалы
- Внедрена технология разработки и комплексной экспертизы измерительных материалов. Есть единичные замечания к качеству
ИМ. Планируется введение межрегиональной экспертизы.
- Работают творческие группы по большинству предметов – www.coko.tomsk.ru
- Созданы измерители (44 комплекта по 2 варианта), не зависящие от учебников для входного и рубежного контроля в 4-10
классах.
- Проводятся эксперименты по разработке и внедрению оценочных мероприятий по определению уровня сформированности ключевых
компетенций
2) Технология сбора, обработки и хранения данных
- Разработаны и внедрены технологии обработки именных, неименных бланков ответов (ИС Мониторинг)
- Создана технология сбора и обработки информации для ИС Мониторинг аппаратными средствами контроля «Тест-символ»
(26626 человек в 2010/2011 уч. году)
- Разработана и внедрена в 100 образовательных учреждениях региональная информационная система мониторинга качества
образования (ИС «Портфолио») (17976 человек в 2010/2011 уч. году, более 13 000 человек в 2011/2012 уч. году)
- Ведется активная работа по созданию и оптимизации систем внутришкольного мониторинга
3) Механизмы обеспечения достоверности (доверия к результатам)
- ЕГЭ
- ГИА-9 в новой форме
- Региональный мониторинг
- Внешний независимый контроль
- Внутришкольные мониторинговые исследования
- Внутриклассное формирующее оценивание
4) Методики анализа полученной информации
5) Рекомендации и определение граничных условий по использованию результатов
Системные риски:
- крайне низкая степень культуры педагогических измерений в учительском и, зачастую, управленческом сообществе;
- низкая степень информированности общественности;
- отсутствие широкомасштабного общественного участия.
Способы минимизации:
- Просветительская деятельность в области педагогических измерений
- Создание общественного органа по оценке качества образования на уровне области
- Региональная программа информирования общественности о процедурах и результатах процедур оценки качества образования
- Расширение региональной программы мониторинговых исследований.
- Сотрудничество с Федеральными площадками по разработке инструментария оценки образовательных достижений.
- Административный запрет на использование результатов внутришкольных и иных мониторинговых исследований в целях распределения
стимулирующих выплат.
Иван Трифонов
|