Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 1. Модель управления развитием системы оценки качества общего образования




26 ноября 2011 года на межрегиональном семинаре-совещании с представителями региональных органов управления образованием, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере образования, по обсуждению модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования была проведена дискуссионная работа в группе «Модель управления развитием системы оценки качества общего образования». Ведущими группы были Алексей Воронцов, Владимир Бацын.

Алексей Воронцов представил участникам группы модель общенациональной оценки качества общего образования. Были названы основные элементы модели: качество результатов, качество процесса и качество условий образования.  Координаторы построили обсуждение в форме трех малых групп. Целью обсуждения стала корректировка модели оценки качества образования.

Участники мини-группы «Качество образовательных результатов» вносили дополнения в  следующие показатели: уровень готовности дошкольников к школе, уровень адаптации обучающихся, уровень общей успеваемости обучающихся на ступени начального общего образования, уровень общей успеваемости обучающихся на ступени основного общего образования, качество предпрофильной подготовки в 9-х классах, уровень общей успеваемости  обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, уровень успеваемости в системе профильного обучения, уровень освоения программ дополнительного образования, уровень индивидуальных  учебных и внеучебных достижений обучающихся.

В ходе дискуссии были учтены и обсуждены все возникшие вопросы и предложения.  В частности, обсуждение коснулось вопроса успешной адаптации первоклассников и объема освоения образовательной программы. Алексей Борисович обратил внимание участников на снижения показателей освоения программы в начальной школе, что базируется на разных стартовых возможностях обучающихся и соответствующей разнице «разгона» для достижений. «Не надо давить на детей в начальной школе, дайте возможность на «разгон», и вы получите 40% в начальной школе и 70% к концу старшей. А не наоборот, как мы часто имеем на данный момент» - поясняет эксперт.

В обсуждении «качества процесса образования» внимание группы было остановлено на выделении дистанционного обучения из других форм, добавления коррекционного образования и социализации детей-инвалидов (включенных в образовательный процесс) в графе индексируемой величины в системе оценки качества.

По данному направлению обсуждалось семь показателей: уровень доступности образования, уровень профилактической работы с детьми и семьями, уровень организации образовательного процесса, уровень инновационной деятельности, содержание образования, уровень внедрения современных образовательных  технологий, уровень участия общественности в управлении образованием.

Третья группа уточняла и корректировала «качество условий» образования. Основные показатели качества услвоий: уровень кадрового обеспечения, уровень учебно-методического обеспечения, уровень безопасности и комфортности в образовательном учреждении, уровень финансового обеспечения, уровень материально-технического обеспечения.

Важным пунктом уровня учебно-методического обеспечения группа отметила долю учебников в школьной библиотеке. Алексей Воронцов прокомментировал: «Если школа использует только федеральные учебники – качества там нет! Ни один учебник полностью не соответствует стандарту!». Участники группы поддержали выдвижение проблемы обучения по авторским учебникам на первое место. Так же в обсуждении были скорректированы показатели уровня безопасности и комфорта, наличие и эффективность работы сайта образовательного учреждения (степень влияния на качество образования) и неразрывной связи использования программ развития с повышением квалификации сотрудников.

В завершении работы группы, Наталья Орлихина, начальник инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, подняла вопрос о проблематике сквозных результатов, ссылаясь на текст Владимира Бацына, опубликованный в интернете.

Поддержав данный вопрос, Владимир Бацын раскрыл суть проблемы: «Важной целью программы развития региона является человеческий потенциал, образование же играет роль средства, при помощи которого ребенок развивает этот потенциал. Поэтому, говоря об образовании и его качестве, решающим фактором является как раз этот показатель – человеческий капитал».

Так же речь шла о разрыве между сверхзадачей и микрозадачами, о невозможности авторов системы взглянуть на нее извне. В контексте достижения сквозных результатов и изменения качества жизни эксперт рассмотрел процесс реформы образования на данный момент как первые шаги по приведению в порядок того, что было нами унаследовано. Поэтому с точки зрения развития человеческого потенциала «качество образования пока не понятно».

Подытоживая, Наталья Орлихина заявила о желании сетевого взаимодействия с представителями разных регионов.



Рябова Анна


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100