Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Роман Селюков. Информационная система оценки качества общего образования 

Доклад «Информационная система оценки качества общего образования», Р.В.Селюков




26 ноября в рамках межрегионального семинара-совещания "Обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования" состоялся доклад «Информационная система оценки качества образования» Романа Селюкова, заместителя директора ИПОП «Эврика».

В начале своего выступления Роман Викторович отметил в ближайшее время необходимо разработать и максимально операционализировать инструменты оценки индивидуальных образовательных результатов школьников, которые не будут противоречить требованиям ФГОС. Безусловно, существует риск того, что даже в случае появления новых инструментов учитель будет продолжать оценивать результаты школьников традиционными способами. Но если не появится новый инструментарий, легкий в применении и понятный учителю, это может стать одной из причин не реализации ФГОС, поскольку не появится четкого ориентира для осуществления педагогической деятельности

Также было отмечено, что в связи с введением ФГОС, фиксировать заложенные в нем результаты в бумажном формате становится достаточно сложно, а отслеживание личностных и метапредметных результатов в динамике становится практически невозможно. Для получения и обобщения данных об этих результатах (проявления которых могут быть достаточно разведены во времени) требуется иная система их фиксации (введения данных учениками, учителями, администрацией ОУ), которая позволит без значительного приложения усилий их хранить и визуализировать на протяжении всего обучения школьника (с 1 по 11 класс). 

Особо было отмечено, что сама процедура оценивания должна не только давать возможность проявлять всю палитру результатов, заложенных во ФГОС. Само оценивание (как ключевое действие, особенно в младшей школе), должно и может стать предметом рефлексии, как для учителя, так и для ученика, оказывая на школьника формирующее воздействие. Да и учитель, если начинает пользоваться адекватными инструментами оценивания, рано или поздно начнет понимать смысл и содержание новых оценочных процедур, причем в первую очередь оценки метапредметных и личностных результатов. 

Если придерживаться данной логики, то необходимо создавать систему, подразумевающую возможность получения обратной связи. Это можно осуществить только в том случае, если появляются виртуальные, электронные среды, в которых существуют особым образом выстроенные инструменты и процедуры оценивания.  

В связи с вышеперечисленным разрабатываются 4 информационные системы, взаимосвязанные друг с другом и являющиеся составными частями единого целого:
− конструктор систем оценки качества на школьном уровне;
− инструментарий автоматизированного сбора данных о внеучебных достижениях  обучающихся;
− ситуационный центр;
− паспорт школы.

Основным функционалом ситуационного центра оценки качества является возможность моделирования сценариев развития качества образования на основе сведений о состоянии объектов оценивания во взаимосвязи с внешними факторами, влияющими на объекты оценивания. При этом данное моделирование будет возможно как на уровне регионов, так и на федеральном уровне. Предполагается создание определенного количества индикаторов (в настоящее время – по 10 индикаторов для каждого уровня), изменение в которых автоматически предоставляет экспертную информацию как о текущем состоянии дел в системе образования, так и дает возможность выстраивания прогноза на ближайшее будущее. Причем данная модель прогноза может напрямую связывать планируемые изменения в системе образования с вектором социально-экономического развития региона в целом. 

Электронный паспорт школы должен представлять собой хранилище данных (защищенное, с разграничением по правам доступа), имеющее определенные инструменты, точки и источники ввода данных, инструменты анализа и представления данных для потребителей информации о качестве образования (в т.ч. инструменты визуализации результатов анализа). Сами данные, размещаемые в хранилище, будут структурированы по различным блокам (например, условия реализации ФГОС, ООП, образовательные результаты, заполняемые учеником и учителем и т.д.). Следует отметить, что будет предусмотрена агрегация данных теми пользователями, у которых будет соответствующий доступ (например, для формирования отчетов, которые ОУ должно предоставлять на вышестоящие уровни).

В качестве базовых единиц электронного паспорта видится аккаунт (страничка, подобие сайта), каждого участника образовательного процесса (ученика, учителя, администратора ОУ) и протокол события (занятия). Для ученика аккаунт является особой образовательной средой, специальным образом конфигурированным пространством, в котором находится весь комплекс значимых для него ресурсов, все инструменты выстраивания взаимоотношения, диалога с другими людьми. Особо было отмечено, что аккаунт для ребенка – это не искусственно созданная среда, а возможность использования всего образовательного пространства (в том числе, Интернета), возможность оценивать собственные достижения и выстраивать собственную образовательную траекторию (в старшей школе). Для учителя аккаунт – не просто электронный журнал, а средство для отслеживания образовательных результатов и их динамики конкретного ребенка, возможность выстраивания отношения к собственной деятельности и определение вектора своего профессионального развития.

Протокол события является способом фиксации проведения того или иного мероприятия (например, педсовета, семинара), занятия, урока и т.д. На каждое событие заводится электронный протокол, и, после регистрации на этом событии, автоматически появляются данные об участии в этом событии. Там же отражаются все следы, продукты, созданные во время его проведения (например, материалы семинара), и каждому участнику автоматически предоставляется доступ к этой информации.

Таким образом в настоящее время предполагается, что в качестве структурных элементов электронного паспорта будут следующие:
− конструктор ООП
− инструменты ввода мониторинговых данных (включая данные о результатах образования и условиях, созданных для реализации ООП);
− распределено вводимые данные (вводимые учеником, учителем, управленцем, представителями временных легитимных групп);
− инструменты агрегации данных;
− инструменты визуализации результатов мониторингов;
− инструменты фиксации состояний объектов оценивания и моделирования сценариев изменения состояний объектов и их систем (ситуационный центр);
− электронные среды для осуществления деятельности в виртуальных пространствах.

Сергей Горохов
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100