Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация доклада Александра Адамского 

Выступление научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» А.И.Адамского




25 ноября 2011 года в рамках межрегионального семинара-совещания "Обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования" состоялось выступление Александра Адамского, научного руководителя ИПОП «Эврика». 
 
В начале своего выступления Александр Изотович обозначил самую важную на сегодняшний день задачу – определение и нормативное закрепление понятия качества образования. Было отмечено, что в настоящее время особое значение приобретает создание пилотных площадок на различных уровнях (региональном, муниципальном, школьном) для отработки отдельных элементов системы оценки качества образования. При этом саму проблематику качества образования можно разбить на следующие три основных блока: нормативно-правовой; методологический; организационно-финансовый.    
 
В качестве примера проблематики нормативно-правового блока была обозначена формулировка соответствующих параграфов, раскрывающих содержание понятия качества образования, в Законе об образовании. В зависимости от того, как это понятие будет сформулировано в законе, во многом будет зависеть вектор развития системы оценки качества и образования в целом. 
 
Было отмечено, что в настоящее время несовершенство нормативно-правовой базы оценки качества, отсутствие инструментария и т.д. отражается в первую очередь на финансировании образовательного учреждения. Эта ситуация усугубится, станет критической в связи с введением 83 ФЗ, когда будет необходимо предъявить четкие показатели результативности исполнения муниципального задания. При этом следует учитывать то, что региональные министерства финансов потребуют отчета не только об объеме выполненной услуги, но и о качестве ее исполнения, сохраняя за собой право либо сохранить, либо уменьшить ассигнования в случае некачественного исполнения муниципального задания.  
 
С методологической точки зрения, в настоящее время возможно рефлексивное обобщение по поводу того, чем является качество образования. Большинство экспертов «Эврики» поддерживают принципиальное различение качества образования и образовательных результатов. Соответственно, в настоящее время становится важным разработка процедур по анализу качества образовательных программ, условий, образовательных результатов, и уровня социализации школьника.   
 
Было особо отмечено, что ключевая проблема школы заключается в том, что существует дисбаланс в достижении и оценке образовательных результатов и уровня социализации школьника. Необходима разработка оценки всех образовательных результатов учащегося и прозрачная оценки деятельности учителя. При этом необходимо переходить на автоматизированные процедуры оценки качества, т.к. при расширении палитры результативности образования бумажный вал будет только нарастать, и может свести на нет всю ценность учета всех индивидуальных достижений школьника. 
 
Особо рассматривался вопрос аттестации учителей. Логика выстраивания квалификационного испытания следующая – необходимо на основании компетентностей учеников, зафиксированных во ФГОС, определить, какими компетенциями должен обладать учитель для их достижения. После этого необходима разработка инструментария определения обозначенных компетенций учителя и выстраивание на его основе квалификационного испытания. При этом необходимо задавать высокую планку компетенций, необходимых учителю, поскольку на основании экспертных оценок в настоящее время высшей категории достойно не более 15% педагогов. В связи с этим необходимо определить, каков должен быть коэффициент оплаты труда (в базовой части), отличающий высшую категорию от перовой. 
 
Основной проблематикой финансово-организационного блока в настоящее время является доработка системы оплаты труда (определение тех показателей качества, на основании которых должна распределяться стимулирующая часть ФОТ) и формирование муниципального задания. 
 
Было отмечено, что практически ни в одном регионе не разработана процедура оформления муниципального задания на основании ФГОС и тех не образовательных услуг, которые ОУ может и уже оказывает населению. Основной проблемой становится создание избыточного перечня муниципальных услуг, на основании которого и должно формироваться муниципальное задание ОУ. При этом вопрос о том, как должно оцениваться качество предоставляемых услуг (как образовательных, так и выходящих за пределы образования), остается открытым. 
 
В конце своего выступления Александр Адамский кратко охарактеризовал те институты, которые могут реализовывать процедуры по оценке качества образования. Было отмечено, что СОКО может состоять как из подведомственных структур (центра оценки качества, отдела в региональном управлении образованием и т.д.), так и других: профессионально-общественных, профессионально-экспертных сообществ, ассоциаций и т.д. При этом сами процедуры оценки качества должны основываться не только на различного рода проверках, где фигура инспектора, проверяющего является центральной. Необходимо разработка других способов и процедур – различного рода аттестаций, мониторингов, исследований, аудита, экспертизы и т.д., которые будут обеспечивать постоянное информирование граждан и власти о качестве образования. 
 
В случае если институциональные нормы, определяющие деятельность СОКО, будут реализовывать различные организации, появляется новая фигура образовательного политика – менеджера, управленца качеством образования, под которого необходимо выстраивать соответствующую систему подготовки и аттестации. 

Сергей Горохов
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100