13 ноября 2011 года в Великом Новгороде в рамках проблемного организационно - деятельностного
семинара «Общественное обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной
на современные результаты образования» выступили эксперты ИПОП «Эврика» Роман Селюков и Елена Петряева с
сообщением «Электронный инструментарий реализации модели управления развитием системы оценки качества общего образования,
ориентированной на современные результаты образования»
Роман Селюков отметил, что качество оценки качества образования – это, прежде всего, инструменты оценивания.
Но на сегодняшний день основная проблема – как отследить результаты? И что может выступать в качестве этих результатов?
К 2014 году в качестве результатов должны выступать не только результаты образования (ЕГЭ), но и другие достижения детей.
В связи с этим остро встает задача, связанная с необходимостью технологизировать работу учителя по фиксации других результатов
достижений ребенка. Эта система должна представлять собой единство внешней и внутренней (самооценки) оценки.
Если этого не произойдет, в образовании нет шансов получить дополнительное финансирование для системы образования.
В связи с этим эксперт поставил остро проблему о необходимости технологизации учета достижений ребенка, т.е. тот вид деятельности,
который будет осуществлять учитель.
Вывод: необходимы электронные системы оценивания.
В качестве примера был приведен электронный паспорт школы, который представляет собой хранилище данных, инструменты и точки
и источники ввода данных, инструменты анализа и представления данных для потребителей информации о качестве образования. Основное
требование к данной системе: высокая степень защиты, четкое разграничение прав доступа к имеющейся информации.
Романом Селюковым была предложена структура электронного паспорта:
1. хранилище ввода данных (данные об основной образовательной программе, основных средств школы, трудовых отношений, кадров
и т.д.);
2. система оценки качества образования на уровне ученика, учителя, администратора ( наличие журнала, в котором фиксируются
предметные, метапредметные и личностные результаты в электронном виде посредством системы специальных закладок). В связи
с этим задача школы состоит в том, чтобы организовать максимум различных пространств, в которых разные дети и разным способом
будут иметь возможность проявить личностные достижения.
Роман Селюков также обратил внимание на базовые единицы электронного паспорта. Вместо урока вводится понятие «электронный
протокол». Электронный протокол - это событие (урок, педсовет, метод. объединение и т.д.), в котором фиксируются
участники события, достижения, внешняя и внутренняя отметка, темы выступлений и т.д. Данные, содержащиеся в электронном
протоколе экспортируются во все места, где они аккумулируются и анализируются (электронные журналы, дневники и т.д.).
В качестве следующего базового элемента был определен аккаунт, который представляет собой индивидуальную электронную среду,
в которой ребенок (учитель, администратор) «живет».
Аккаунт – своеобразный личный, персональный сайт ребенка, на котором есть его отметки, источники информации, важные
для него, электронные образовательные ресурсы. Особенность: это пространство создает сам себе ребенок (учитель, администратор).
Требования к паспорту школы:
1. распределенный ввод данных
2. агрегация имеющихся данных в формате, необходимом потребителю информации
3. новые данные в электронный паспорт вводят только после обоснования их функциональности.
Елена Петряева подробно остановилась на требованиях к аккаунту ученика. Предполагается наличие календаря индивидуальной
работы (документ, который будет разрабатывать сам ребенок).
В календаре ученик может:
1. самостоятельно разрабатывать динамическое расписание (чем старше ребенок, тем более его доля в разработке расписания).
2. инструменты фиксации достижений (посредством использования раздела «Календарь событий», фиксируется право
учащегося на выбор самостоятельной темы и форм работы, членов группы для работы и т.д.)
3. раздел «Мои достижения» (достижения во внеурочной деятельности)
4. панорама дня (страница, видимая только учеником). Позволяет фиксировать ребенку достижения за день, анализировать их,
«мини ситуационный центр» для ученика. Данную функцию выполняет система, задача ребенка – проанализировать
результаты и данные, выданные системой. Это своеобразный имитатор сценария его деятельности, обозначение наиболее перспективных
направлений саморазвития и самосовершенствования.
Далее Елена Петряева остановилась на «Мозаике образовательных достижений», которая состоит из форм фиксации:
1. предметных
2. метапредметных
3. личностных результаты не за день, а за более продолжительный период времени.
Также эксперт сформировала представления участников семинара и о личном дневнике учителя.
Елена Смирнова
|