12 ноября 2011 года в Великом Новгороде в рамках проблемного организационно - деятельностного
семинара «Общественное обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной
на современные результаты образования» начала работу проектная группа «Федеральный уровень оценки качества образования»
(координатор-эксперт ИПОП «Эврика» В.К. Бацын)
В рамках работы проектной группы Владимир Бацын сделал вводное сообщение. Текст сообщения представлен
во вложении.
Владимир Бацын подчеркнул, что главным результатом должно стать повышение эффективности федерального органа управления
образованием в части оценки качества.
В начале работы группы выступил ректор Новгородского ИРО Владимир Аверкин.Сегодня нет управления системой образования на
уровне государства. Направления деятельности, объявленные в 1992 году, не развиваются. Рассмотрим некоторые ступени образования:
- Дошкольное образование.
Дошкольное образование можно оценивать по нескольким критериям:
1. Доступность дошкольного образования - необходима организация системного управления, так, например, необходимо
в январе предоставлять общий отчет от всех дошкольных образовательных учреждений. Дальнейшие действия должны определяться
Правительством РФ.
2. Оценка качества дошкольного образования. Кто лучше решает поставленную задачу, тот и получает больше. Отслеживание результативности
через аттестацию педагогических кадров и аттестация самого ОУ.
В связи с этим возникает необходимость мониторинга доступности и оценки качества образования на федеральном уровне. Процесс
должен быть управляемым!
- Основная школа.
В образовательном учреждении введено добровольное тестирование детей. Что касается механизма оценки качества - назначается
независимая экспертная комиссия, подготовленность обучающихся влияет на надбавки для педагогов.
Активное обсуждение развернулось вокруг вопроса упорядочения целей и задач представляемой системы оценки качества образования
на федеральном уровне.
1. Главной целью федерального уровня является выработка единой стратегии.
2. Необходимость единого базового уровня условий получения качества и результативности – единый КИМ, единый экзамен,
единый стандарт.
3. Доведение до полноты решения конкретных задач, поставленных перед всей системой – от губернатора до школы: доступность
ОУ, безопасность.
Выработка механизма достоверной системы оценки.
Оценка деятельности учителя (в финансовом аспекте) по результатам! Критериальная оценка на федеральном уровне должна быть
более усовершенствованной.
4. Поощрять регионы, в которые добились результатов поставленной задачи:
ликвидировавшие прогулы, детскую преступность, преодолевших нецелевую трату бюджетных средств и пр.
По мнению Татьяны Алексеевой, директора Центра мониторинга и экспертизы качества образовательной деятельности Новогородского
ИРО произойдет правильная расстановка управленческих кадров на региональном уровне. Это приведет к росту профессионального
уровня и естественной ротации кадров.Должно быть организовано оптимальное межведомственное взаимодействие. Необходимо освободить
систему образования от несвойственных ей функций: медицинское сопровождение, организация детского питания.
8. Единый механизм аккредитации образовательных учреждений.
9. Подготовка специалистов. Формирование Министерства образования из представителей от лучших субъектов РФ, имеющий положительный
опыт работы в сфере образования региона.
Определение структуры федерального уровня оценки качества образования должно осуществляться через:
1. Создание системы взаимодействия между федеральным и региональным уровнями по согласованию стратегических целей, толкования
тех или иных направлений деятельности и т.д. (ответственность за курируемое направление).
2. Организацию универсального электронного мониторинга результатов качества, эффективности.
3. Запуск механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам развития и социализации детей (летний отдых, преступность,
здоровье).
4. Создание системы «федеральной гласности» - СМИ, общественное продвижение проблем образования.
Елена Крайнева
|