12 ноября 2011 года в Великом Новгороде в рамках проблемного организационно - деятельностного семинара «Общественное
обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты
образования» выступил эксперт ИПОП «Эврика» Роман Селюков с сообщением «Модель управления развитием
системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования».
Идея Стива Джобса о том, что время ограничено, поэтому не стоит тратить его, живя чужой жизнью, и не стоит позволять
утонуть в шуме других точек зрения собственному внутреннему голосу, необходимо обладать смелостью следовать зову сердца и
своей интуиции» - своего рода техническое задание системе образования от успешного представителя бизнес-сообщества.
Классно-урочная система обучения детей в школе не задает тип отношений, необходимый завтрашнему школьнику. Система образования
должна модельно задавать новый тип отношений, позволяющая школьнику уверенно смотреть в будущее, а не в прошлое! Миссия современной
школы: смоделировать новое пространство - пространство современных результатов образования и пространство появления нового
качества образоания – успешной социализации учащегося.
Идея непрерывного образования становится доминирующей в современной системе образования. Классно-урочная система не задает
модельную ситуацию естественного формирования компетенций, необходимых сегодняшнему школьнику в будущем. Необходимо подвергать
сомнение гегемонию классно-урочной системы в школе. В соответствии с этим перед регионом, модернизирующим систему образования
встает ряд задач:
-обеспечить через развитие системы оценки качества образования предвосхищение компетентностей человека, необходимых ему
в будущем;
-обеспечить моделирование пространств, в которых эти компетентности могли быть естественным образом развиваться сегодня;
-обеспечить подготовку педагогов, готовых «учить создавать», а не «учить приспосабливаться».
Введение ФГОС – это способ, позволяющий системе образования работать на перспективу. На современном этапе школа уходит
от идеи всеобщего образовательного минимума к идее индивидуального максимума. Особое значение приобретает оценка метапредметных
результатов образования школьников и индивидуального прогресса ребенка. Появляется новая миссия учителя – моделирование
пространства будущего. Моделирование пространства осуществляется посредством создания ситуаций, позволяющих ученикам задавать
себе ближайшую задачу; создание условий для рефлексии учащимися результатов и способов осуществления собственной деятельности.
Перед каждой школой стоит задача реализации требований ФГОС. Для реализации этих требований совершенно необходима выработка
модели управления системой оценки качества образования. Это модель «обеспечения качества», а не «контроля
качества».
Ключевые основы модели:
-разведение оценки результатов образования и оценки качества образования;
-установление требований к системам оценки качества образования на уровне школы, муниципалитета, региона, федерации;
-установление требований к инструментам оценивания.
Под качеством образования пониманием совокупность тех образовательных результатов, и необходимых условий, которые обеспечивают
успешную социализацию подростка в окружающем его мире.
Система оценки качества должна быть удобна для учителя, функционально выстраиваться соответствующим образом на федеральном,
региональном, муниципальном и школьном уровнях. Какие функции на каждом уровне может обеспечивать данными система оценки качества
образования?
Федеральный уровень:
• организация итоговой аттестации;
• формирование нормативной базы для сферы образования (включая обновление образовательных
стандартов).
• определения контрольных цифр приема для подведомственных учреждений профессионального
педагогического образования;
• оценки эффективности федеральных программ, инициатив, проектов;
• оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской
Федерации (в части деятельности, обеспечивающей развитие системы образования;
Региональный уровень:
• проведения аттестации учителей на высшую, первую квалификационные категории и соответствие
занимаемой должности;
• аккредитации образовательных учреждений;
• проведения промежуточных оценочных процедур (например, в соответствии с проектом концепции
оценки основного общего образования– входное оценивание качества образования в 5 классе и промежуточное оценивание в
7 классе);
• определения требований к программам повышения квалификации педагогических работников
в соответствии с требованиями, предъявляемыми к педагогам в рамках ФГОС ООО и информации о дефицитах педагогического инструментария
и технологии работы с ним;
• определения объемов государственных заданий на повышение квалификации педагогических
работников;
• планирования и оценки эффективности реализации региональных программ развития образования;
• распределения средств региональных фондов развития качества образования на конкурсной
основе в соответствии с показателями качества образования;
• информирования граждан о качестве образования, предоставляемого учащимся сетью общеобразовательных
учреждений региона
Муниципальный уровень:
• оценки соответствия основной образовательной программы основного общего образования
требованиям стандарта для того, чтобы учредитель мог дать задание учреждению на предоставление соответствующей услуги по реализации
этой программы;
• оценки качества выполненного учреждением муниципального задания по предоставлению
образовательной услуги по реализации основной образовательной программы основного общего образования;
• оценки качества образования, предоставляемого в школе для стимулирования руководителей
образовательных учреждений;
• распределения дополнительных средств (сверх норматива) между образовательными учреждениями
на конкурсной основе в зависимости от показателей качества образования;
• определения требований к программам повышения квалификации педагогических и руководящих
работников, формирование заданий или заказов на проведение повышения квалификации этих категорий работников;
• информирования граждан о качестве образования, предоставляемого учащимся сетью общеобразовательных
учреждений;
• планирования и оценки эффективности реализации муниципальных программ развития образования;
• обеспечения получения достоверной информации для планирования действий учредителем
для приведение учреждений в соответствие в части требований к условиям реализации ООП ступени основного общего образования
в соответствии с ФГОС основного общего образования.
• получения объективной информации, необходимой для аттестации руководящих работников
муниципальных образовательных учреждений.
Школьный уровень:
• обеспечения сбора информации, позволяющей анализировать учащемуся, его родителям,
педагогам результаты ученика (обеспечение текущего оценивания и промежуточной аттестации);
• обеспечения сбора данных, позволяющих анализировать качество работы и эффективность
деятельности педагогических работников и на основании анализа эффективно распределять стимулирующую часть фонда оплаты труда
педагогических работников, а также формировать оптимальное штатное расписание ОУ;
• обеспечения сбора и анализа данных о соответствии требованиям ФГОС ООО и полноте и
качестве исполнения ООП ступени основного общего образования для оформления договоров с родителями, а также для информирования
общественности о состоянии качества образования;
• обеспечения сбора данных о достаточности инфраструктуры школы для соответствия требованиям
ФГОС ООО к условиям реализации ООП;
• обеспечения сбора данных о методических дефицитах учителей при осуществлении оценочных
процедур для формирования индивидуальных образовательных программ повышения квалификации.
Иван Трифонов
|