Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Елены Сергеевой 

Доклад представителя регионального органа управления образованием




12 ноября 2011 года в Великом Новгороде в рамках проблемного организационно - деятельностного семинара «Общественное обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» выступила Елена Сергеева, заместитель Председателя Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области с сообщением «Региональная система оценки качества образования: цели, структура, эффективность».

Основная идея Концепции заключается в том, что для оптимизации существующей системы необходимо внедрить в нее элементы, способствующие «развитию школы, в частности, перенести акцент с «суммирующего» на «формирующее» оценивание.  Елена Сергеева отметила, что для этого предлагается:

-  переориентировать  процедуры оценки на более широкие образовательные результаты (на учебно-предметную, образовательную, коммуникативную, информационную компетентности и на личностные результаты);

- оценивать динамику образовательных достижений (индивидуальный прогресс);

- сочетать внутреннюю и внешнюю оценку,

- анализировать результаты с учетом влияющих на них факторов.

В Новгородской области эта идея связана с использованием мотивационного подхода к оценке качества, который реализуется с 1993года и привел к достижению весьма высоких результатов. Например, по данным мониторинга инициативы «Наша новая школа» за 2010 год Новгородская область занимает лидирующие позиции по целому ряду показателей.

 Основные моменты мотивационной стратегии развития системы оценки:  

1.Активное вовлечение общественности (в том числе, учащихся и родителей) и органов власти  в формирование критериальной базы оценивания качества и в оценочные процедуры.

2. Включение в перечень показателей оценки тех, которые признаются профессиональным педагогическим сообществом, имеют высокую ценность не только для заказчиков, но и для потребителей  (учащихся, родителей, работодателей и т.д.) и предусматривают возможность числового выражения.

3. Стандартизация процедур мониторинга и оценки качества на всех ступенях, внедрение информационных технологий в эти процедуры, объединение некоторых оценочных процедур в целях исключения дублирования и сбережения ресурсов на их осуществление (аттестационной экспертизы кадров, аккредитационной экспертизы учреждений и др.)

4. Внедрение  единых механизмов рейтингования образовательных учреждений всех типов и видов с учётом достигаемых ими значений показателей качества для обоснованного дифференцированного поощрения тех, которые имеют более высокие результаты.

5. Повышение оплаты труда работников, достигших высоких результатов.

 В сообщении было отмечено, что в течение многих лет в области  проводится оценка индивидуальных учебных достижений учащихся, окончивших ту или иную ступень.

Наряду с учебными, в Новгородской области оцениваются творческие достижения детей.  Основными документами, отражающим критериальную базу оценки этих достижений, является «Областная целевая программа развития образования» и программа «Одаренные дети», в которых выделены соответствующие показатели.

При оценивании учреждений  разных типов (по материалам их самоанализа) конкретные показатели уточняются с учетом специфики  учреждений.

Елена Сергеева особо подчеркнула, что самостоятельным предметом оценки в Новгородской области являются результаты воспитательной работы. Разработаны соответствующие диагностические методики, сводные таблицы для сбора данных, технология проведения мониторингового среза, электронная программа «Мониту».

Также докладчик обратил внимание на то, что наряду с совершенствованием системы независимой оценки качества процесса и результатов обучения и воспитания детей, уточнена критериальная база и процедура оценивания качества управления образованием, в том числе, условий образовательного процесса.  При  оценке особым предметом анализа выступают результаты деятельности по обеспечению санитарно-гигиенического благополучия школьной среды и безопасности учреждения. 

В рамках  стратегии развития системы оценки качества образования в Новгородской области проводилась работа по совершенствованию процесса аттестации педагогических кадров. Ее основу составила идея перевода всех показателей  в «количественные» индикаторы по аналогии. В соответствии с Указами Президента РФ с 2008 года оценивается и деятельность  органов местного самоуправления, где предметом оценивания являются общая эффективность и прирост достигнутого общего уровня эффективности деятельности в сфере образования. Он определяется как сумма значений прироста уровня результативности,  уровня эффективности расходования бюджетных средств и  уровня оценки населением результатов деятельности по отношению к установленному году. применяемой общей методологией «управления по результатам».

 В докладе особо было подчеркнута значимость  развития практики привлечения общественности к участию в оценке качества образования. В качестве примера докладчик привел   организацию общественной экспертизы деятельности педагогов в ходе реализации ПНПО.  Елена Сергеева отметила, что опыт ее проведения в области оказался весьма успешным благодаря использованию уже обработанной за последние 10 лет методологии критериального оценивания качества образования.

Оценивая  в целом эффективность мер по развитию СОКО в области, Елена Сергеева выделила следующие значимые эффекты:

- повышается результативность образования (по результатам ЕГЭ средний балл по большинству предметов выше среднероссийского уровня; растет уровень физической подготовленности учащихся и т.д.);

– объективная оценка деятельности ОУ по критериям и показателям областной целевой программы развития образования обеспечила возможность рейтингования учреждений и  формирования фонда оплаты труда для каждого их них с учетом рейтинга;

- оценка продуктивности педагогической деятельности учителей по объективным оцифровываемым показателям, согласованным на областном уровне позволила усовершенствовать не только сам процесс аттестации  кадров, но и подходы к распределению стимулирующих выплат работникам в каждом учреждении;

-  согласно результатам массового анкетирования учащихся и их родителей,  повышается уровень их удовлетворенности  качеством образования.

 В завершении выступления были отмечены направления совершенствования представленного опыта:

- во-первых, использовать существующую систему оценки качества образования для выделения и диагностического анализа проблемных «узлов», которые выявляются при сопоставительном анализе значений различных показателей (например, противоречие между достигаемыми тем или иным районом области достаточно высокими значениями по показателю средней заработной платы и одновременно весьма низкими значениями показателей  результативности);

- во-вторых, если существуют процедуры независимой оценки качества реализации «федерального государственного образовательного стандарта»,  то должен существовать и единый федеральный норматив  финансового обеспечения этого стандарта, что позволит выстроить более четкий механизм стимулирования к достижению высоких результатов;

- в-третьих, если в отношении педагогических работников идея «оплаты за результат» достаточно тщательно отработана в последние годы в процедурах их аттестации, то существующая сегодня практика поощрения государственных и муниципальных служащих в виде доплат и премий основана, скорее, на оценке их «исполнительности», а не результатов деятельности, что приводит к снижению мотивации и ответственности за уровень этих результатов;

- в-четвертых, результаты оценки недостаточно используются для  подбора и расстановки кадров управления в сфере образования, начиная с руководителей образовательных учреждений и заканчивая руководителями и специалистами органов управления. Необходима  открытость информации об этих результатах  как для «работодателей», так и для населения, которое сможет увидеть ожидаемый эффект от их назначения на должность. Дальнейшая аттестация руководителей и специалистов тоже должна быть направлена не только и не столько на подтверждение соответствия занимаемой должности, сколько на выявление «лидеров», на их карьерное продвижение и на использование их высокого потенциала для ускорения темпов реализации государственной образовательной политики.

Елена Смирнова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100