Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Пленум. Подведение итогов работы групп




30 октября 2011 года в Москве в рамках в рамках Межрегиональных профессионально-общественных обсуждений «Нормативно-правовое обеспечение реализации НОИ «Наша новая школа» на региональном, муниципальном и школьном уровне» состоялся итоговый пленум (ведущий пленума – научный руководитель ИПОП «Эврика» Александр Адамский), посвященный фиксации и сбору предложений по разработке методических рекомендаций по нормативно-правовому обеспечению реализации инициативы.

Результаты работы группы, посвященной переходу на новые ФГОС, развитию системы поддержки талантливых детей и сохранению и укреплению здоровья школьников, представила Ирина Ванисова, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования Республики Мордовия. 

В ходе дискуссии было отмечено, что тезис о зависимости оплаты труда от результативности и качества работы учителя поддерживается всеми присутствующими. Было предложено разделить понятия собственно качества образования, находящегося вне педагогической деятельности, и касающейся социализации выпускника школы, и результативности. При этом было отмечено, что в условиях введения ФГОС понятие результативности расширяется, появляются учебные, внеучебные, предметные, метапредметные результаты, социализация школьника. Открытым остается вопрос перевода детских достижений в оценку результативности образования и оплату труда учителя.

Важным вопросом является нормативное оформление и закрепление механизмов обеспечения работы с одаренными школьниками. Наиболее проблемными являются вопросы развития механизмов раннего выявления одаренных детей, финансового обеспечения работы с ними. Было отмечено, что в настоящее время одаренность чаще всего рассматривается на уровне предметных знаний, однако в связи с введением новых ФГОС возникают новые представления о результативности (метапредметные, личностные), и необходимо разработка механизмов оценки этих достижений через различные олимпиады, конкурсы и т.д.

Отдельно рассматривался вопрос формата учеба внепредметных достижений и их судьба в дальнейшей социализации ребенка. На первый взгляд, эти достижения могут учитываться в портфолио, однако отсутствует механизм перевода его данных в количественные показатели, и механизм его учета при поступлении в вузы. Александр Изотович отметил, что существует вполне очевидная развилка – или перевод оценки внеучебных достижений в электронный формат, либо проведение собеседования, на основании предоставленного портфолио, при поступлении в вуз, что может привести к возвращению коррупционных схем, которые существовали до введения ЕГЭ.

Возможен и другой вариант – когда собственно поступление в вузы определяется количеством набранных по ЕГЭ баллов, а на основании портфолио присуждаются стипендии, возможно, что и с федерального уровня, через специально созданный для этого «фонд качества».

Также было отмечено, что многие учителя попросту не готовы работать с одаренными детьми. Было отмечено, что в первую очередь это обусловлено отсутствием подобного рода требований при подготовке и аттестации учителя. Соответственно, в системе повышения квалификации большинства регионов подобные модулей (также и модули для подготовки работы с детьми с особыми нуждами) отсутствуют.  

Результаты работы группы «Совершенствование школьной инфраструктуры. Развитие самостоятельности школ», на пленуме представила Бальжит Дамбаева, заместитель руководителя МО Забайкальского края. Было отмечено, что не доведение норматива с регионального уровня до уровня образовательного учреждения становится критичным для реализации НОИ «ННШ», и является основным риском того, что инициатива будет реализована не в полном объеме. В ходе дискуссии было предложено разработать определенную стратегию по принуждению муниципалитетов исполнять существующие нормативно-правовые акты (в частности, через систему федерального мониторинга).

При этом было отмечено, что для малокомплектных (сельских школ) могут существовать иные механизмы финансирования. Например, определение списка школ, которые будут финансироваться не по нормативу, а по фактическим расходам. Однако такой перечень должен быть достаточным, и он не отменяет иных способов финансирования подобных школ. Например, таким способом может быть определенный межведомственный аутсорсинг, когда осуществляется предоставление услуг населению, и финансирование задания на эту услугу из других ведомств. При этом было отмечено, что механизмы подобного рода финансирования пока недостаточно отработаны. Другим способом, отработанным в некоторых регионах, является распределение бюджетных средств малокомплектным школам на основании конкурсных механизмов (например, для осуществления социокультурной функции на селе).  

Результаты работа группы «Совершенствование учительского корпуса» представила  Вероника Запалацкая, начальник Центра стратегических разработок «Академии социального управления» Московской области. Были обсуждены несколько возможных систем аттестации учителей, и связанных с ними способов построения системы повышения квалификации.

Александр Изотович отметил, что в настоящее время существует несколько принципиальных вопросов, ответы на которые и определят развитие системы повышения квалификации и осуществление аттестации педагогов в ближайшее время. Во-первых, это уровень предъявления требований, когда либо выставляется высокие требования по отношению к уровню компетентностей учителя, и тогда небольшое количество педагогов (экспертная оценка – не более 20-25%), смогут претендовать на высшую категорию. Либо требования останутся мягкими, и серьезной дифференциации по квалификации в педагогическом сообществе не возникнет. Во-вторых, это автоматизированный уровень прохождения аттестации. В-третьих – замена методологии отчетности квалификационным экзаменом.

Для изменения отношения педагогов к системе повышения квалификации и мотивации их на овладение современными педагогическими технологиями, необходимо: во-первых, оплата за квалификационную категорию из базовой части ФОТ (а из стимулирующей – за соответствующих уровень образовательных результатов школьников). Во-вторых, установление коэффициента, определяющего разницу в уровне зарплаты между высшей и первой категорией на уровне 1,75 (следуя экспертным представлениям – это минимальное значение, которое может мотивировать учителя на повышение собственной компетентности). 

Завершая работу пленума, Александр Изотович поблагодарил присутствующих за активную и продуктивную работу и предложил экспертам оформить сложившиеся в ходе дискуссии представления в предложения по определению векторов дальнейшего развития инициативы «Наша новая школа».

Сергей Горохов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100