30 октября 2011 года в Москве в рамках межрегионального профессионально-общественного обсуждения «Нормативно-правового
обеспечения реализации НОИ “Наша новая школа” на региональном, муниципальном и школьном уровнях» была проведена
работа в группе по направлению: «Переход на новые ФГОС, развитие системы поддержки талантливых детей, сохранение и укрепление
здоровья школьников».
Работа группы началась с определения позиции учителя, реализующего ФГОС. Участниками группы был принят тезис о том, что
заработная плата педагога должна находиться в зависимости от результативности и качества его работы. Было сказано о необходимости
разделить понятия «качества образования», (находящегося вне педагогической деятельности, и касающейся социализации
выпускника школы), и «результативности образования». При этом было отмечено, что в условиях введения ФГОС понятие
результативности расширяется: появляются учебные, внеучебные, предметные, метапредметные результаты, социализация ученика.
Обсуждался вопрос нормативного закрепления механизмов обеспечения работы с одаренными школьниками. В этом направлении были
выделены следующие проблемы: развитие механизмов раннего выявления одаренных детей; механизмы финансового обеспечения работы
с ними; разработка норматива сетевого сопровождения одаренных детей. Также среди проблем по этому направлению было указано,
что одаренность рассматривается, в основном, с точки зрения предметных знаний, интеллектуальной одаренности, спорта и т.д.
С введением ФГОС возникает необходимость разработки новых инструментов оценки этих достижений через различные олимпиады, конкурсы,
не имеющих прямого отношения к предметным результатам.
Участники группы отметили неготовность и неумение учителей работать с одаренными детьми, а также с детьми с особыми нуждами,
при традиционном укладе школы. Необходимо закладывать учебные модули в программы ПК и подготовки педагогов в вузах по методам
выявления детей этих категорий и по технологии педагогической работы с ними.
Прорабатывая вопросы нормативного оформления и закрепления экономических механизмов обеспечения работы по сохранению и
укреплению здоровья детей, участники группы выделили следующие задачи, которые, по их мнению, необходимо решить на региональном
уровне:
- включение детей в проблематику собственного здоровья;
- включение информации о психологическом здоровье ребенка и технологиях его сохранения в программы подготовки и переподготовки
учителей;
- профилактика зависимостей у детей;
- введение, закрепление на региональном уровне термина «инклюзивное образование»;
- введение в штат школы новых позиций (при обучении ребенка-инвалида среди здоровых детей зачастую требуется помощь в самообслуживании
(няня, социальный работник) или усвоении образовательной программы (тьютор).
Татьяна Морозова
|