Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
В.В.Чеха. Нормативно-правовое обеспечение НОИ "ННШ" 

Вадим Чеха. Доклад «Нормативно-правовое обеспечение НОИ «Наша новая школа»




30 октября 2011 года в Москве в рамках Межрегиональных профессионально-общественных обсуждений «Нормативно-правовое обеспечение реализации НОИ «Наша новая школа» на региональном, муниципальном и школьном уровне выступил начальник управления Рособрнадзора Вадим Чеха, с докладом «Нормативно-правовое обеспечение НОИ "Наша новая школа"».

В начале своего выступления Вадим Чеха отметил, что, совмещая две позиции на профессионально-общественных обсуждениях – чиновника Рособрнадзора и эксперта, он будет выступать скорее с позиции эксперта, поскольку данная позиция позволяет выстроить свое экспертное отношение к нормативно-правовому обеспечению НОИ ННШ.

Следуя логике Вадима Витальевича, необходимым условием эффективности любого нормативного акта является следующие: 
− полезность для всех объектов регулирования (на уровне школы: обучающимся, родителям, педагогическим работникам, управленцам);
− соблюдение процедуры принятия  (участие заинтересованных лиц в принятии проектов; общественная экспертиза, антикоррупционная экспертиза проектов независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации);
− внутренняя непротиворечивость, системность (не должен содержать противоречий как внутри нормативного акта, так и по отношению к другим, смежным нормативно-правовым актам).

Вадим Витальевич отметил, что на основании статьи 8 Закона Российской Федерации «Об образовании», система образования состоит из следующих, взаимосвязанных институтов:
− организации, осуществляющие образовательную деятельность (статус и процедуры, определяющие статус);
− образовательные программы, стандарты, требования к образовательному процессу;
− органы управления образованием (система межбюджетных отношений);
− государственно-общественные объединения в сфере образования.

Одним из наиболее важных рисков, при реализации НОИ «ННШ» является отсутствие нормативного акта, который бы четко закреплял положения инициативы в нормативно-правовых документах. В настоящее время существуют следующие основания для его принятия:
− статус НОИ «ННШ» как основания для правотворческого процесса (Послание Президента Российской   Ф едерации  Федеральному Собранию  от 12.11.2009);
− содержание НОИ «ННШ» (Распоряжение Правительства   от 7 сентября 2010 г. № 1507-р  «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:   переход на новые образовательные стандарты,  система поддержки талантливых детей,  совершенствование учительского корпуса, школьная инфраструктура, сохранение и укрепление здоровья школьников,  самостоятельность образовательных учреждений, оплата труда  работников образовательных учреждений);
− сроки реализации НОИ «ННШ» - (сроки реализации   2011-2015 годы - Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».

Следует отметить, что основной организационной основой проекта, в отсутствии специально принятого нормативного акта, является Федеральная целевая программа развития образования, и предположительный срок завершения инициативы – 2015 год. В настоящее время наиболее продуктивно было бы принятие соответствующего нормативно-правового акта, который был
системно увязывал цели, задачи и показатели, является отдельная целевая программа, что может обеспечить реализацию данной инициативы.

Далее были обозначены нормативные правовые акты федерального уровня, которые могут являются основанием для реализации НОИ «ННШ», причем основные из них, обеспечивающие реализацию инициативы, напрямую не относятся к сфере образования: Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, 83-ФЗ.

Вадим Чеха отметил следующие проблемы, существующие в настоящее время для обеспечения правового регулирования в связи с реализацией инициативы:
− переход на новые образовательные стандарты;
− оценка качества образования;
− контроль качества образования.

В завершение своего выступления Вадим Чеха обозначил следующую ограниченность оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий в связи с реализацией инициативы:
− смешение  «государственного надзора в области образования» и «государственного контроля качества образования»;
− отсутствие системы регулирования государственного контроля качества образования (проблема статуса и оплаты труда экспертов);
− отсутствие возможности полноценного использования результатов общественных экспертиз при осуществлении контроля качества образования.

Сергей Горохов
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100