30 октября 2011 года в Москве в рамках межрегионального
профессионально-общественного обсуждения «Нормативно-правовое обеспечение реализации Национальной образовательной инициативы
“Наша новая школа” на региональном, муниципальном и школьном уровнях» выступил заместитель Министра образования
и науки РФ Максим Дулинов с сообщением «Результаты и эффекты реализации НОИ “Наша новая школа”».
В начале своего сообщения Макcим Дулинов поднял вопрос о необходимости развести понятия «результат образования»
и «качество образования» и договориться об их содержании в профессиональном сообществе. «Сиюминутных результатов
в образовании быть не может, – отметил докладчик. – Тем более, если понимать под качеством образования “способность
личности (ученика) делать выбор и нести за него ответственность”, то оценить такой образовательный результат “здесь
и сейчас” – чрезвычайно сложная задача».
«Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа” направлена на усиление роли школы в системе
образования, на усиление ее самостоятельности, - сказал Максим Дулинов. - Вся административно-управленческая система должна
осознать, что ее основная функция – обеспечить самостоятельность ОУ». При этом, согласно данным приведенным докладчиком,
лишь 11 субъектов РФ полностью доводят средства по нормативу до ОУ, а в 72 регионах средства по нормативу в полном объеме
доходят лишь до уровня муниципалитетов, далее вводятся поправочные коэффициенты. «Это абсолютно порочная практика, -
прокомментировал докладчик. – Руководители ОУ не привыкли отвечать за результат. Раньше, при очевидных ошибках, к управленцу
применялось дисциплинарное наказание, финансовое же – никогда, так как не было практики снижения объемов финансирования
за невыполнение обязательств. Теперь необходимо положить этот принцип в основу механизма управления».
Позиция учителя сегодня претерпевает значительные содержательные изменения: учитель должен быть не столько носителем знания,
сколько стать для ученика проводником в этом знании. Кроме того, от учителя требуется умение работать с одаренными детьми,
с детьми с особыми потребностями, с «трудными» детьми в классе. «Необходимо, чтобы разница в квалификации
учителей была отражена в их зарплате, - подчеркнул Максим Дулинов. - Разница в зарплатах педагогов разных категорий должна
быть ощутима, иначе, у нас не будет оснований закладывать высокие требования в процедуру аттестации».
«Очевидно, что сегодня должно произойти изменение содержания подготовки учителей, - отметил докладчик. – Это
может произойти массово – за счет изменения программ подготовки в педагогических вузах, либо за счет повышения квалификации».
Однако, по данным Максима Дулинова, «повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей ОУ и учителей»
– самая незначительная статья расходов средств, направляемых на модернизацию, самые большие расходы идут на приобретение
оборудования.
Татьяна Морозова
|