Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Государственно-общественные механизмы 

Лекция «Государственно-общественные механизмы управления», В.К. Бацын




19 октября 2011 года в городе Якутск на семинаре «Общественное обсуждение материалов, регламентирующих обучение представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов» Владимир Бацын прочитал лекцию «Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС».

 

В своем выступлении Владимир Константинович продолжил разговор о качестве образования. Однако, отметил, что в сегодняшнем обсуждении есть особенность, она заключается в том, что мы рассматриваем развитие качества образования с точки зрения участия общественности в управлении качеством образования.

 

Лектор обратил внимание на то, что между обществом и образованием должен складываться диалог. Если они не будут вступать в диалог в качестве субъектов, то появляются посредники, которые реализуют собственные цели, организовывая взаимодействие. В итоге такого посредничества диалог общества и образования может быть искажен.

 

Сохраняется иллюзия, что единственным заказчиком образования может быть только государство. Подтверждение можно найти в том, что в нашей стране существует Федеральный государственный образовательной стандарт, Единый государственный экзамен. Во всем мире проводятся национальные экзамены. Поскольку мы находим подтверждение тому, что государство участвует в формировании заказа образованию, то появляется вопрос – а что нужно государству в общем среднем образовании?

 

Цели государства можно сформулировать следующим образом:

  •  все граждане должны знать государственный язык, иначе не будет возможным общение между гражданами и государства с гражданами;
  • все выпускники должны принадлежать к единому культурному контексту, чтобы было возможно совместное существование;
  •  выпускники школ должны любить государство, относиться к нему как к абсолютно ценности.                                                                            

В последнем пункте могут быть различия в зависимости от типа государства. Если государство тоталитарное – больше требуется любить Родину. В демократическом государстве – больше требуется критическое мышление. Это объясняется тем, что задача тоталитарного государства убедить своих граждан, что их государство лучше всех остальных, это осуществляется через пропаганду, а не через сравнение. Поэтому и образование обязательно будет лучшим, потому что образование не сравнивается с другими образовательными системами. Как только тоталитарный режим  распался, у людей появилась возможность сравнивать, в том числе и систему образования. В результате, оказалось, что образование в России не самое лучшее.

Сейчас, когда  мы призываем детей, очень важно научить их выбирать. Проблема учета потребностей ребенка в ходе образования заключается в том, что спросить напрямую нельзя, учитывать потребности ученика можно только путем выстраивания с учеником диалога о нем же.

 

В своей презентации Владимир Бацын представил аудитории сквозные цели ФГОС, выписанные из документа, Инициативность, уверенность в себе, порядочность, патриотичность, готовность к жизни в высокотехнологичном обществе, готовность к жизни в конкурентном обществе, вовлеченность в исследовательские проекты, владение технологиями, которые пригодятся в будущем и другие. Лектор обратился в аудиторию: есть ли в ваших образовательных программах что-то, что выведет на эти цели? Оказалось, что многие из участников даже не предполагали, что подобная формулировка целей возможна.

 

Развивая идею компетентностного подхода в образовании, Владимир Бацын обратился к зарубежному опыту. Для европейца компетентность – это не только способность в определенной деятельности, но и стремление утверждения себя в качестве лучшего представителя этой роли.

 

В заключении Владимир Константинович отметил, что развитие потребностей должно сочетаться с культивированием культуры в ребенке. У деятелей образования существуют представления о том, какие интересы есть или должны быть у ученика. Вместе с тем, у ученика есть собственные интересы, потребности. Образование должно ориентироваться на интересы ребенка, изучать их, воспитывать их.

 

Алена Шадрина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100