19 октября 2011 года в городе Якутск на семинаре «Общественное обсуждение материалов, регламентирующих обучение
представителей школьных органов, осуществляющих общественно-государственное управление образованием, по вопросам оценки качества
образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов» Владимир Бацын прочитал
лекцию «Государственно-общественные механизмы управления развитием системы оценки качества образования в условиях реализации
ФГОС».
В своем выступлении Владимир Константинович продолжил разговор о качестве образования. Однако, отметил, что в сегодняшнем
обсуждении есть особенность, она заключается в том, что мы рассматриваем развитие качества образования с точки зрения участия
общественности в управлении качеством образования.
Лектор обратил внимание на то, что между обществом и образованием должен складываться диалог. Если они не будут вступать
в диалог в качестве субъектов, то появляются посредники, которые реализуют собственные цели, организовывая взаимодействие.
В итоге такого посредничества диалог общества и образования может быть искажен.
Сохраняется иллюзия, что единственным заказчиком образования может быть только государство. Подтверждение можно найти в
том, что в нашей стране существует Федеральный государственный образовательной стандарт, Единый государственный экзамен. Во
всем мире проводятся национальные экзамены. Поскольку мы находим подтверждение тому, что государство участвует в формировании
заказа образованию, то появляется вопрос – а что нужно государству в общем среднем образовании?
Цели государства можно сформулировать следующим образом:
- все граждане должны знать государственный язык, иначе не будет возможным общение между гражданами и государства
с гражданами;
- все выпускники должны принадлежать к единому культурному контексту, чтобы было возможно совместное существование;
- выпускники школ должны любить государство, относиться к нему как к абсолютно ценности.
В последнем пункте могут быть различия в зависимости от типа государства. Если государство тоталитарное – больше
требуется любить Родину. В демократическом государстве – больше требуется критическое мышление. Это объясняется тем,
что задача тоталитарного государства убедить своих граждан, что их государство лучше всех остальных, это осуществляется через
пропаганду, а не через сравнение. Поэтому и образование обязательно будет лучшим, потому что образование не сравнивается с
другими образовательными системами. Как только тоталитарный режим распался, у людей появилась возможность сравнивать,
в том числе и систему образования. В результате, оказалось, что образование в России не самое лучшее.
Сейчас, когда мы призываем детей, очень важно научить их выбирать. Проблема учета потребностей ребенка в ходе образования
заключается в том, что спросить напрямую нельзя, учитывать потребности ученика можно только путем выстраивания с учеником
диалога о нем же.
В своей презентации Владимир Бацын представил аудитории сквозные цели ФГОС, выписанные из документа, Инициативность, уверенность
в себе, порядочность, патриотичность, готовность к жизни в высокотехнологичном обществе, готовность к жизни в конкурентном
обществе, вовлеченность в исследовательские проекты, владение технологиями, которые пригодятся в будущем и другие. Лектор
обратился в аудиторию: есть ли в ваших образовательных программах что-то, что выведет на эти цели? Оказалось, что многие из
участников даже не предполагали, что подобная формулировка целей возможна.
Развивая идею компетентностного подхода в образовании, Владимир Бацын обратился к зарубежному опыту. Для европейца компетентность
– это не только способность в определенной деятельности, но и стремление утверждения себя в качестве лучшего представителя
этой роли.
В заключении Владимир Константинович отметил, что развитие потребностей должно сочетаться с культивированием культуры в
ребенке. У деятелей образования существуют представления о том, какие интересы есть или должны быть у ученика. Вместе с тем,
у ученика есть собственные интересы, потребности. Образование должно ориентироваться на интересы ребенка, изучать их, воспитывать
их.
Алена Шадрина
|